Проблема тарифообразования на услуги ЖКХ во всех странах всегда актуальна. Подтверждением важности этого вопроса в мире является «Болгарский весна». Как рассчитываются за коммунальные услуги в других странах — попыталась выяснить «Украина Коммунальная».

Сегодня уже ни для кого не секрет, что тарифы на услуги тепло- и водоснабжения не покрывают их себестоимости. Поэтому неудивительно, что, рано или поздно, государство прекратит компенсировать разницу между рыночной ценой и стоимостью для потребителей. Но украинцы могут утешиться тем, что в Европейском Союзе, куда так стремится попасть наша страна, население платит за коммунальные услуги намного больше. Однако, платить как в «лучших домах Лондона и Парижа» не все смогут. Ведь тарифы на коммунальные услуги зависят от цен на энергоносители, состояния коммунальных служб. Также, было бы уместно учесть и средние доходы на душу населения, ведь для жителей одного государства такая стоимость может показаться вполне доступной, а другие — не смогут платить такие деньги.

В Европе тарифы на ЖКХ контролируются как самим рынком, так и государством. Но европейская инфраструктура ЖКХ находится в общем пользовании обслуживающих компаний. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство или же компании. В других — инфраструктура была передана частным компаниям, но они законодательно лишены права заниматься поставками воды или энергии.

Конечно, эти расходы включаются в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен. Как правило, вопросам тарифов на монопольных рынках таких, как водо-, теплоснабжение, электроэнергетика — занимаются специально созданные национальные регуляторы. Например, в Украине это Нацкомпослуг и НКРЭ, в России — Федеральная служба тарифов. Эти ведомства призваны обеспечить паритет или баланс между предприятием и потребителем.

«В странах ЕС есть разные модели организации работы коммунального сектора. Базовые из них — немецкий, где коммунальные предприятия — акционерные компании, акции которых принадлежат муниципалитетам, а тарифы устанавливают сами предприятия, — сообщил директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев. — Английский — полная приватизация коммунальной инфраструктуры, причем не по муниципальному принципу, а например, в водоснабжении — по бассейновому, регулирование тарифов осуществляет национальный регулятор, французский — на основе договоров государственно-частного партнерства (причем, аренды с французскими особенностями, а не концессии ) тарифы — определяются в договоре на основании конкурсного предложения победителя конкурса на заключение договора концессии или аренды».

Наибольшие успехи по развитию государственно-частного партнерства в странах СНГ достигли в секторе водоснабжения Россия и Армения. Грузия — пошла по пути полной приватизации сектора. «В то же время во многих странах СНГ централизованное теплоснабжение погибли или почти погибли. Это Армения, Грузия, Киргизия, Таджикистан. Ереван и Тбилиси отапливаются газовыми «буржуйками», — отметил господин Сиваев.

По мнению экспертов, у хорошего тарифного регулирования должно быть два принципа:
• тариф должен покрывать необходимые операционные расходы предприятия;
• тариф должен мотивировать предприятие в разумном экономическом поведении — сокращать расходы с целью увеличения прибыли.

«Из стран СНГ первый принцип более или менее реализован в России, Молдове, Армении. Второй — нигде. В странах ЕС с первым все решено без особых проблем. Со вторым сложнее», — отметили в «Институте экономики города».

В то время, как в странах СНГ монопольные рынки стали привычным понятием, в европейских странах регулирующие органы не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ — ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии.

Государственные органы регулируют также ценовую политику поставщиков услуг ЖКХ. Но под регулирование не подпадают поставки газа и электричества, так как эти энергоносители торгуются на бирже. Государство контролирует цены на воду и на сервисные сборы (за обслуживание дома и прилегающей территории). Для этого используются специальные индексы повышения цен, т.е. каждый регулирующий орган страны публикует такой индекс.

Что же относительно стимулирования предприятий экономить, успех России в этом поражает. Территориальные соседи уже довольно долго пользуются методиками стимулирующего тарифообразования. В Европе, например, в Великобритании такой подход имел место еще в начале 90-х прошлого века. По данным Нацкомпослуг, в Украине, такие методики уже разработаны и ждут пока предприятия будут готовы к их применению.

Специалисты отмечают, что обсчитывая платежку на ЖКУ, следует отметить, кроме стоимости тарифа, также сколько потребители используют ресурсов. Например, для Украины, по данным регулятора, фактическое среднестатистическое водопотребления для одного человека достигает 4 куб. метра воды в месяц. Такое водопотребления характерно и для большинства стран СНГ. Как правило, такого количества воды достаточно для нормального жизнеобеспечения. Однако, в Европе несколько иные подходы к использованию воды. Как показывает практика, где тариф выше, там экономия больше. Так в Европе, человек чистит зубы в стакане, а не под проточной водой.

По собственным исследованиям «Украины Коммунальной» постоянно включен кран при чистке зубов и бритья — это примерно 15 литров воды в минуту. Помыть одно яблоко — 1 литр; помыть 1 кг винограда — 5-7 литров. Казалось бы, такие незаметные вещи позволяют достаточно серьезно экономить. И в Европе над этим достаточно серьезно задумались.

Объем потребления воды на хозяйственно-бытовые нужды в расчете на 1 человека, литров в сутки (Примечание: на диаграмме под аббревиатурой страны указано прирост показателя в 2010 году по сравнению с 2000 годом).

По данным Eurostat, средняя доля расходов домохозяйств стран Центрально-Восточной Европы на водоснабжение и водоотвод 1,3% (2010г. — 1,5%), стран Западной и Северной Европы на водоснабжение и водоотвод составляет 1,1% (2010г. — 1%) от совокупных расходов в 2012 году. Для Украины такой показатель составляет 1%. Средняя доля расходов домохозяйств стран Центрально-Восточной Европы на электроэнергию составляет 3,6%, стран Западной и Северной Европы и Украины на электроэнергию — 2,9% от совокупных расходов в 2012 году. Для Украины этот показатель составляет -1,4%. Средняя доля расходов домохозяйств стран Центрально-Восточной Европы на газ — 2%, стран Западной и Северной Европы — 1,6. Для Украины этот показатель составляет — 2,5%. Средняя доля расходов домохозяйств стран Центрально-Восточной Европы на поставку тепловой энергии (в т.ч. горячей воды) — 2,4% от совокупных расходов в 2012 году. Для Украины этот показатель составляет — 2,5%.

Есть случаи в мировой практике, когда население вообще не платит за услуги ЖКХ. Например, в ОАЭ полностью отсутствует необходимость оплачивать отопление, которое является наиболее дорогостоящей частью услуг ЖКХ. Жители ОАЭ также не платят за воду и свет. Конечно, такой привилегией пользуется лишь пятая часть восьмимиллионного государства, а остальные (нерезиденты) вынуждены платить налоги и оплачивать квартплату. Также, например, в Туркменистане плата за услуги ЖКХ отсутствует. Страна богата природными ископаемыми, а уровень доходов достаточно низкий, поэтому коммунальные расходы взяло на себя государство.

В Исландии у каждого дома есть свой собственный фонд, в который жители вносят в обязательном порядке ежемесячно примерно по 11 тысяч крон ($ 95). В целом счета за коммунальные услуги для исландца составляют около $ 200, причем почти половина этой суммы — вклад в фонд. Также следует отметить, что жители Испании очень экономны.

Несомненно, в разных странах ЕС стоимость коммунальных услуг разная, но между ними много общего. Как утверждают специалисты, жители везде имеют возможность самостоятельно выбрать организацию, которая будет поставлять им воду, тепло и электроэнергию. Например, житель Лондона может выбирать двух поставщиков электроэнергии — один будет обслуживать днем, а второй — ночью. Но менять поставщиков разрешается не чаще, чем раз в неделю.

Еще одна особенность Евросоюза — отсутствие платы за горячую воду. Каждый многоквартирный дом имеет собственный бойлер, работающий на электричестве. Также следует напомнить, что за использование воды в ЕС платят по два раза — непосредственно за подачу и за стоки. Важно отметить, что система ЖКХ в странах ЕС во многом рассчитана на добропорядочность граждан.

Более всех не повезло жителям Восточной Европы, например, прибалтам и полякам, которым после вступления в ЕС, приходится платить столько же, сколько жителям Лондона, но доходы населения восточноевропейских стран далеки от среднеевропейских. Так, в Евросоюзе в среднем платят за квартиру в пределах 1500-2200 грн. В том числе жители Литвы со средней зарплатой в 5400 грн. платят даже больше, чем жители Британии со средней зарплатой в 24 000 грн. А поляки, со средним заработком в 10 000 грн, платят как и британцы.

В Финляндии коммунальные платежи за дом на 150 кв. м. стоят около 120-150 евро ежемесячно, сюда входит стоимость воды и электричества, плата за уборку мусора и ремонт дорог.

В Украине минимальная зарплата 1147 грн. (110 евро), в Германии приблизно1442 евро. На оплату услуг ЖКХ немец платит всего то 9% от своей зарплаты. Но для украинцев такие расходы будут равняться минимальной зарплате.

Итак, примет ли мировую практику Украина, и когда украинцы смогут платить по счетам, как в «лучших домах Лондона и Парижа», и нужно ли вообще нам такие изменения — вопрос каждого и всех в целом.