Похоже, времена бумажных жалоб от жителей в высокие кабинеты власти скоро закончатся. Это раньше было так: кидаешь заветное письмо в почтовый ящик и ждешь ответа не меньше тридцати дней. Столько положено по закону! Получалось, что москвичам в столице приходилось тратить уйму времени и сил, чтобы добиться помощи и решить проблему.

«Так не годится!» — решили в правительстве Москвы. По инициативе мэра Сергея Собянина появились специальные геоинформационные интернет-порталы — «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». С их помощью власти города стали собирать жалобы и предложения от населения и вместе с обычными горожанами контролировать их выполнение.

«Комсомолка» решила подробнее разузнать, как именно москвичи управляют столицей онлайн и кто им в этом помогает. За репортажем с места событий мы отправились на командный пункт порталов мэрии — в Московский центр «Открытое правительство».

Старшеклассник Денис вывесил на портал мэрии фото лужи в своем дворе — и уже через два дня проблема решилась.
Фото: Денис ХВАЛЬКО.

ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Офис в районе Китай-города. За мониторами — десятки людей, от которых напрямую зависит общение между властью и обществом. Это модераторы порталов, аналитики, дизайнеры-графики и другие специалисты. Все они стараются сделать так, чтобы любому москвичу пользоваться интернет-порталами было легко и удобно. Один клик, второй клик — и вот ты уже «рулишь» городом.

— К сотрудникам у нас высокие требования, ведь работать спустя рукава здесь не получится, — говорит пресс-секретарь Московского центра «Открытое правительство» Татьяна Порет.

Аналитический склад ума, умение работать в команде, инициативность, усидчивость, внимательность к цифрам — это далеко не полный перечень достоинств, которыми должны обладать сотрудники «Открытого правительства». Обязательно высшее образование — экономика, бизнес-информатика, техническое. При этом опыт работы в государственной сфере не строго обязателен, но приветствуется. Словом, если вы думаете, что стоит понажимать на клавиатуре кнопочки — и все самой собой завертится, то ошибаетесь.

НЕ ПРОСТО, А ОЧЕНЬ ПРОСТО

Пока корреспонденты «Комсомолки» знакомились с сотрудниками Московского центра «Открытое правительство», на порталы потоком шли сообщения от москвичей. Очевидным удобством всех трех порталов для посетителей и пользователей является наличие интерактивной карты города, на которую нанесены проблемные места и адреса, проверенные народным контролем. Такие карты власти помогают составлять сами горожане, активно обращаясь на порталы и указывая на недостатки в городском хозяйстве.

Кроме того, на карте можно увидеть количество обращений жителей по округам и конкретным адресам. Иными словами, на одной странице собрана вся необходимая информация, максимально удобная в использовании. Именно такую задачу ставил мэр Сергей Собянин перед запуском интернет-сервиса для москвичей.

 

Мы взяли наугад первое попавшееся сообщение на портале «Наш город» (gorod.mos.ru ) от жителя Северного округа столицы. Не скроем, были приятно удивлены, когда выяснилось, что это старшеклассник одной из московских гимназий.

— О порталах правительства Москвы я узнал на уроке информатики, решил отправить сообщение, — рассказывает 15-летний москвич Денис Хвалько. — Тем более что далеко ходить не надо, достаточно было выглянуть в окно. Проблем хватало в моем дворе. Непроходимые лужи, плохая уборка тротуаров, мусор…

Кстати, диалог жителей с органами власти на всех трех порталах прост, понятен и удобен. Как и многие посетители порталов, Денис легко справился. Недалеко от своего дома в понедельник, 15 апреля, он сфотографировал прямо из окна квартиры залитую талой водой тротуарную дорожку.

Дальше все получилось буквально в пять шагов:

1. Зарегистрировался на портале www.gorod.mos.ru, используя регистрационную форму.

2. Выбрал в классификаторе соответствующую проблемную тему.

3. Затем нажал кнопку «Сообщить о проблеме».

4. Написал в форме ввода текст сообщения: «На улице 8 Марта во дворе дома на пешеходной дорожке лужи. Пройти просто нереально. Фотоматериал прилагается» (см. фото).

Формат сообщения — не более 700 знаков с пробелами. Столько же и для ответа органа исполнительной власти. Это делается для того, чтобы как вопросы, так и ответы были максимально конкретными, по существу, а не размытыми.

К своему сообщению пользователь может также прикрепить до 5 фотографий, чтобы подтвердить наличие проблемы. В свою очередь, орган исполнительной власти, отвечая на такое сообщение с прикрепленной фотографией, обязан щелкнуть это же место после решения проблемы и разместить фотографию на портале рядом с текстом ответа.

5. Отправил его на портал.

Предварительно пользователям рекомендуют ознакомиться с Едиными правилами модерации. Недавно они были обновлены на всех трех порталах и теперь стали более четкими и понятными.

Оказывается, управлять Москвой не просто, а очень просто! Это по силам и чиновнику, и школьнику.

— Письмо улетело, и мне пора было бежать на уроки, — говорит Денис. — Но перед этим еще скачал с портала приложение для мобильного телефона, чтобы отправлять сообщения не только со стационарного компьютера, но и просто гуляя во дворе. Это очень удобно! Можно сразу сфотографировать и закинуть на портал.

Эту листовку можно распечатать на сайте gorod.mos.ru и повесить у себя в подъезде.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Пока Денис сидел за партой, его сообщение сначала прочитал модератор. По правилам в течение 24 часов после отправки жалобу или публикуют на портале, или отклоняют (если она не соответствует Единым правилам модерации). В случае отказа пользователю на почтовый ящик, адрес которого указан при регистрации, приходит письмо с объяснением причин отклонения сообщения.

— Наши модераторы не только сообщения москвичей проверяют, но и ответы чиновников, — объясняет наш гид по порталам Татьяна Порет. — Чтобы ответы были честными, исчерпывающими и понятными.

Сообщение Дениса успешно прошло модерацию и в тот же день попало на портал «Наш город». Теперь его может прочитать любой. Одновременно жалоба поступила на этом же портале и в «Личный кабинет» и. о. главы управы района Аэропорт Константина Сташека. У всех представителей органов исполнительной власти города, в компетенцию которых входит решение указанных москвичами проблем, имеется свой «Личный кабинет», куда и поступают сообщения пользователей.

На следующий день, то есть во вторник, 16 апреля, коммунальщики побывали во дворе Дениса с проверкой. После этого управа может подтвердить проблему или ее опровергнуть. В управе района Аэропорт отпираться не стали и признали, что нанятая для уборки фирма за двором следит плохо.

— Через два дня после отправки сообщения на портал я увидел в окно, как рабочие наводят порядок на дорожке, — говорит Денис. — Даже удивился такой оперативности. Проблема решилась без официальных писем, без волокиты и долгого ожидания.

В тот же день, то есть в среду, 17 апреля, на портале под сообщением Дениса появился ответ за подписью и. о. главы управы района ­Аэропорт: «Подрядной организацией ООО «Петровский парк» выполнены дополнительные работы по отсыпке песочно-гравийной смесью указанной пешеходной дорожки». К ответу прилагались три фото свежеуложенного асфальта.

Под контролем москвичей коммунальные службы стали работать быстрее и лучше.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Двор вновь стал удобным для жильцов дома. Причем проблема решилась за два дня. Хотя по правилам, если проблема подтверждена, то в течение восьми рабочих дней орган власти публикует ответ на портале о ее устранении или указывает сроки, в течение которых все будет решено. В среднем по городу чиновники на местах отвечают за 4 — 5 дней. За этой информацией следит лично мэр Сергей Собянин. Данные поступают также его заместителям и контролирующим службам. По работе порталов мэр постоянно проводит оперативные совещания.

Если управа не признает проблему, тогда за дело берутся представители контрольных органов, также имеющие на порталах свои «Личные кабинеты». К примеру, Мосжилинспекция (контрольный орган на портале «Дома Москвы») или ОАТИ (контрольный орган на портале «Дороги Москвы») проводят проверку и дают заключение, действительно ли проблема существует и органы власти просто ее волокитят или проблемы нет. Ответ контрольного органа также публикуется на портале в течение 8 рабочих дней.

КОМФОРТ В ГОРОДЕ

Таких активных и неравнодушных москвичей, как Денис Хвалько, на порталах мэрии уже десятки тысяч. Среди них — менеджеры, пенсионеры, учителя, студенты, коммерсанты, домохозяйки, начальники. Словом, все, кому небезразлично будущее Москвы, комфорт и удобство жизни в городе. Кстати, участие Дениса в управлении столицей поддерживают и его родные.

— Конечно, проще сказать, что все решено, и пройти мимо, — объясняет отец Дениса Тимур Александрович, коммерческий директор сети московских магазинов органических продуктов. — Но если ничего не делать, то ничего не получится и все останется по-прежнему. У москвичей появилась возможность общаться с чиновниками, отстаивать свое мнение, добиваться. И этим надо обязательно пользоваться!

Как неоднократно отмечал мэр Москвы Сергей Собянин, без открытого диалога властей и горожан, общественного контроля и прозрачности всей системы городского управления невозможно построение гражданского общества и участие москвичей в улучшении города. Для этого по инициативе мэра и правительства Москвы собственно и были созданы порталы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы».

КУДА КЛИКАТЬ

Интернет-порталы правительства Москвы:

gorod.mos.ru — интерактивный информационный портал «Наш город. Программа развития Москвы» о планах по развитию и благоустройству города;

doroga.mos.ru — общественный контроль за состоянием дорог, остановок, светофоров и уличного освещения;

dom.mos.ru — портал о деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.