Несколько дней назад Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, по которому в ближайшие годы половина общественного транспорта страны должна будет перейти на газовое топливо. «Комсомолка» решила выяснить, насколько у нас распространено «голубое» топливо для машин. Об использовании альтернативного горючего рассказал директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

— На заправках «Газпромнефть» реализуются два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ). В чем их принципиальное отличие?

— Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам КПГ лучше — это природный газ метан, он менее токсичен и безопаснее пропана (СУГ). В случае утечки, метан улетучивается, а не скапливается в полостях авто и сооружениях АЗС. Метан экономичнее и почти безвреден для экологии. С другой стороны, пропан более адаптирован для рынка — для него уже создана развитая инфраструктура.

В принципе, главными преимуществами газомоторного топлива являются экологичность и экономичность. В выхлопах автомобиля, работающего на «голубом» топливе, меньше вредных веществ, чем  газах, остающихся от бензинового двигателя. КПГ и СУГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя  значительно больше.

— Сколько рублей за год сэкономит автомобилист, который пересядет с бензина на газ? Представим, что в год он проезжает 30 тысяч километров?

— Экономия затрат на топливо в среднем составляет 40%. По нашим подсчетам, при километраже 30 тысяч километров в год автолюбитель сэкономит порядка 35 тысячи рублей, а водитель автобуса или грузового автомобиля порядка 135 тыс. рублей.

— Перевод транспорта на газ позволяет автолюбителям не только существенно уменьшить транспортные расходы за счет снижения затрат на топливо, но и увеличить срок службы двигателей, а также улучшить экологические характеристики автомобилей.

— Как себя ведет газ зимой? Машины нормально заводятся?

— Если «голубое» топливо соответствует ГОСТ — 9 миллиграмм на кубический метр — то автомобиль заведется без проблем. Если же газ влажный, то может произойти замерзание арматуры баллонов автомобиля. Но на АЗС «Газпромнефть» стоит система, которая отслеживает влажность альтернативного горючего. Наши клиенты точно не получат топливо, которое не подходит для использования.

Метан экономичнее бензина и почти безвреден для экологии.

— Насколько газ экологичнее бензина и дизтоплива?

— Газ в 4-5 раз экологичнее бензина, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют. Содержание углекислого газа в выхлопах мотора приближается к нулю.

— Метановых заправок в стране почти нет, да и стоят такие АЗС дорого. «Газпром нефть» потянет создание новой сети подобных заправок?

— Наша компания намерена развивать сеть МАЗК как на вновь выделяемых земельных участках, так и на месте существующих заправках, размещенных возле городских газопроводных сетей. Это позволит удовлетворить растущую потребность в газовом топливе. Конечно, это обойдется не дешево. Инвестиции в строительство многотопливного автозаправочного комплекса в среднем на 30% больше затрат на обычную АЗС.

— Насколько безопасно использование «голубого» топлива? 10 мая в Москве в «газовом» автобусе взорвался баллон с метаном. Никто, правда, не пострадал — водитель на конечной высадил всех пассажиров. Причины взрыва пока не известны, но сам факт наводит на размышления.

— Ездить на КПГ значительно безопаснее, чем на бензине. Сосуд хранения топлива для КПГ, рассчитан и изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кГс / кв. см. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения трубки, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа. Если сказать другими словами, использование бензинового двигателя более опасно, чем  газового.

Экономия затрат на топливо в среднем составляет 40%.

— Сколько в настоящий момент у компании станций, которые продают газ, где они расположены и какой у них формат?

— Через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» «голубое» топливо продается в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Сейчас в России работает 89 наших станций, где можно заправить автомобиль газом. 85 станций реализуют СУГ и 4 — КПГ.

В конце 2012 года открылся полноценный многотопливный комплекс на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге.

— Может ли метан стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?

— Газовое моторное топливо сейчас, вообще, единственная полноценная альтернатива бензину и дизелю. Водород, электричество, этанол для этого слишком дороги. Более того, КПГ и СУГ позволяют автолюбителям существенно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан  превосходит и бензин, и дизель.

Газ в 4-5 раз экологичнее бензина, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют.

— Как Вы оцениваете популярность пропана среди российских автомобилистов?

— Поскольку СУГ конкурирует по цене с бензином, количество машин, использующих его в качестве горючего, ежегодно растет — сейчас в стране более 1,2 млн. газобаллонных автомобилей, что составляет порядка 3,7% от всего автопарка. Основным потребителем СУГ в России является муниципальный и коммерческий транспорт.

— Каковы ваши прогнозы о развитии российского рынка автогаза?

— Развитие российского рынка автогаза возможно лишь при условии сохранения существующей экономической эффективности использования пропана в качестве газомоторного топлива. Основное преимущество пропана – конкурентоспособная цена: в настоящее время стоимость пропана почти в два раза ниже стоимости автомобильного бензина марки Аи-92. Среди частного автопарка доля автотранспорта, работающего на пропане, невысока. Основным потребителем пропана является малотоннажный грузовой автотранспорт, используемый для коммерческих целей.

Многотопливный заправочный комплекс в Санкт-Петербурге.

— Машин работающих на газе мало. Сколько стоит переоборудование автомобиля? Планируется ли как-нибудь стимулировать водителей к этому?

— Каждый год количество машин на природном газе увеличивается на 26%. Существуют более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских производителей – ЛИАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, автобусы НЕФA3, модель Лада Приора.

В среднем переоборудование легкового автомобиля для работы на КПГ стоит примерно 40 тысяч рублей, а стоимость переоборудования для работы на СУГ в два раза дешевле. В настоящий момент сеть АЗС «Газпромнефть» разрабатывает различные маркетинговые акции для того, чтобы  стимулировать наших автомобилистов к переходу на газ.

Кроме этого, компания прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переоборудовании своего автопарка на метан.

— На сколько в России за год увеличиваются продажи газа?

— Потребление «голубого» топлива в нашей стране и в мире растет примерно одинаково. Реализация метана увеличивается на 18%, пропана — на 3-4%