Более миллиона москвичей провели минувшую ночь без сна. В столице прошла акция «Ночь в музее». Центр города превратился в одну большую арт-площадку. Ряд улиц перекрыли и сделали пешеходными. От галереи на Солянке до «Третьяковки» прошли участники карнавала. Прямо под открытым небом показывали немое кино. В парках и скверах играли все: от классики до рока. Повсюду бродили исторические личности и даже экспонаты музеев. Не спали в эту ночь ценители искусства и в других городах. Где-то слушали виниловые пластинки, кто-то кружился в индейских танцах.

Толпа Пушкиных, семь Энди Уорхоллов, один Петр, он же — Первый. В двенадцать ночи акция «Ночь в музее» больше напоминает карнавал. Культурно обогатившись в столичных галереях, парках и театрах, ценители искусства вышли на улицы. О сне — ни слова. В главную музейную ночь года главное правило – гулять до рассвета, пока не закроется последний арт-центр.

«Ночь в музее» началась, как только опустились сумерки. В ГМИИ имени Пушкина ожили скульптуры, заговорили герои картин, полотна стали инсталляциями. Отстояв километровую очередь, свой культпоход отсюда начали несколько тысяч человек. С ними и министр культуры Владимир Мединский.

«В рамках этой акции все музеи не только работают бесплатно, но и организуют специальные программы, экскурсии и шоу. Мы хотим сделать так, чтобы музеи донесли наше культурное наследие до большинства людей», — говорит Мединский.

Москва — как большая арт-площадка. Каждое здание – музейный экспонат. К особенно ценным приставили смотрителей из Музея архитектуры имени Щусева. С наступлением темноты они проливали свет на городские легенды и тайны. Как экскурсоводы со стажем, в путешествие по музыкальному миру гостей Парка Горького вели несколько антикварных пианино и роялей «в цветах»: для акции инструменты искали по всей Москве. На беседы о красоте, не хуже полотен классиков, настраивал арт-объект голландского флориста Франка Брюхемана из тысячи тюльпанов. Кажется, эти инсталляция говорили: «Ночь в музее» — это далеко не только выставки в галереях.

Культурные полуночники со стажем знают: маршрут лучше планировать заранее. Чтобы не встать в километровую очередь, перед тем, как отправиться в музей, нужно зайти на сайт и открыть карту пробок. Музей-панорама «Бородинская битва» помечена красным: значит, там настоящий ажиотаж. Московский музей современного искусства – зеленым: значит, сразу туда.

Музейный марафон прошел от Москвы до Владивостока. В Приморской картинной галерее ночью вместо снов смотрели «Перформансы-грезы». В белгородском музее Курской битвы формировали партизанский отряд. В Калининградском областном историко-художественном музее возрождали гончарное ремесло. А в Санкт – Петербурге культурная бессонница охватила 83 музея.

В столице до полуночи работали больше 200 площадок, а некоторые и вовсе до пяти утра. Впрочем, за семь лет к «музейной лихорадке» раз в году ценители искусства уже привыкли, уверена директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. А ведь в первое время посетители просто брали музеи штурмом.

«Первые годы были большие проблемы в Лаврушинском переулке. Люди просто перелезали через ограду музея!» — вспоминает она.

По самым скромным подсчетам, акция «Ночь в музее» в одной только столице собрала около миллиона культурных полуночников. Акция, у которой недостаток всего один – обойти все места за одну ночь просто невозможно.