На Петербургской верфи строят самый большой в мире дизельный ледокол. Судно обещают спустить на воду через год. Тогда же ему присвоят имя первого российского премьер-министра Виктора Черномырдина.

В небе Петербурга — секция будущего ледокола «Виктор Черномырдин», фрагмент правого борта. «Это основной момент монтажа секции, — объясняет Дмитрий Ибрагимов, исполняющий обязанности главного строителя проекта »22-600». — Сейчас проходит стадия формирования судна на стапеле. Мы видим монтаж – установку секции».

Поднять стальную конструкцию массой 60 тонн и, вопреки стараниям петербургского ветра, точно установить ее на стапель — очень сложно. Но за 157 лет на Балтийской верфи научились преодолевать трудности. Суда для северных широт здесь, на Балтийском заводе, начали строить еще в 1920 году. Со стапелей на Васильевском острове вышли, например, все атомоходы типа «Арктика», а также новейшие российские дизель-электрические ледоколы «Санкт-Петербург» и «Москва». «Виктор Черномырдин» станет двадцать девятым ледоколом.

Строго говоря, имя политического тяжеловеса девяностых, премьер-министра Виктора Черномырдина ледокол получит летом 2014 года, во время спуска на воду. А пока строящееся судно именуют «Проект 22-600». «Этот ледокол предназначен для работы на трассах Северного морского пути, — говорит Александр Рыжков, начальник проектного отдела ЦКБ «ОСК-Айсберг». — Его мощность позволит работать в северных морях, в Северном Ледовитом океане. Поскольку он дизель-электрический, то он сможет работать и в Балтийском море, в Финском заливе, где работа атомных ледоколов может быть ограничена».

Это будет самый большой и самый сильный в мире дизель-электрический ледокол. Мощность «Черномырдина» — 25 мегаватт — сопоставима с мощностью действующих атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». При этом новая машина будет маневреннее и экономичнее существующих аналогов за счет комбинированной системы рулевого управления. «Помимо двух винто-рулевых колонок, которые располагаются по бортам, в центре находится гребной двигатель и прямая передача вращающего момента на винт — как у атомных ледоколов», — поясняет Андрей Григорьев, заместитель главного конструктора ЦКБ «ОСК-Айсберг».

По своим характеристикам «Виктор Черномырдин» — научно-исследовательский ледокол-спасатель-буксировщик. Полезно, универсально и очень сложно в строительстве, признаются на Балтийском заводе. «Скорее – интересно, — признается Артем Пидник, первый заместитель генерального директора завода. — На судне применяются новые решения, ищутся новые способы механизации, оснастки. Идет и поиск нового оборудования».

«Виктор Черномырдин» для Балтийского завода — не предел возможностей. Осенью, когда будет завершен корпус сильнейшего в мире дизель-электрического ледокола, на этой же верфи начнут строить самый мощный атомный.