Сегодня не стало Петра Тодоровского. Легендарный режиссер, сценарист, композитор умер в 87 лет. Ветеран Великой Отечественной, он мальчишкой ушел на фронт, дошел до Эльбы и прожил такую жизнь, что ему было, о чем рассказать.

И Тодоровский рассказал — ярко и честно — в фильмах «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор», «По главной улице с оркестром» и в других киношедеврах. Любил повторять: все инфаркты начинаются задолго до старости. Сегодня его сердце остановилось.

Его жизнь просто не могла сложиться иначе, его фильмы не могли быть другими. Война началась, когда Тодоровскому было всего 15. «Нас учили не просто умирать, а красиво умирать», — говорил он. Когда первый раз идешь в атаку, вспоминал он, не боишься. Бежишь, как теленок. Но после ранения, когда надо еще раз встать из окопов, ты совсем другой человек. Тодоровский снимал не о войне, а именно о людях на войне.

«Хочется жить, хочется верить, что со всеми неприятностями справишься. В общем, очень доброе, светлое чувство после его фильмов. Я его буду помнить всю свою жизнь», — говорит Народная артистка России Инна Чурикова.

«Я считаю Петра Ефимовича и всегда считал своим крестным отцом в кино. Я этого не забуду никогда в своей жизни», — говорит Народный артист России Евгений Миронов.

Свои фильмы Тодоровский, кажется, снимал о себе, а получалось о поколении. «Городской романс» — 1970-е, как они есть. Обычная жизнь и настоящая любовь молодых советских людей. В «Любимой женщине механиха Гаврилова» люди уже стоят в очередях. Зрители у экранов плачут, ведь жизнь главной героини — жизнь многих советских женщин.

1989 год. Тогда еще было не столь очевидно, что страна стремительно летит в пропасть, а на экраны выходит фильм-шок «Интердевочка». Звездная роль Елены Яковлевой, она и спустя 20 лет вспоминает о работе с Тодоровским как о бесценном опыте. «Позвал бы сейчас, вот конкретно, позвонил бы и сказал — Лена, иди срочно на заднем плане погоняй голубей. Пошла бы и погоняла. И с удовольствием», — признается Народная артистка.

При этом у него не было режиссерского образования, а только одна интуиция. Также и в работе оператора: всенародно любимую «Весну на Заречной улице» он снимал сам вместе со своим другом Марленом Хуциевым. Аккомпонемент на гитаре — это тоже Тодоровский, он обожал играть.

Этой весной Тодоровский серьезно заболел. «Я был уверен, что дорогой мой лейтенант и тут выкарабкается. Но, видите, не выкарабкался», — говорит Народный артист и режиссер Марлен Хуциев.

Прощание с Петром Тодоровским пройдет во вторник в Доме кино.