28 мая наши пограничники отмечают 95-летие со дня принятия декрета «Об учреждении пограничной охраны».

10  лет назад указом президента функции Федеральной пограничной службы были переданы ФСБ России. Накануне Дня пограничника корреспондент «КП» встретился с заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковником Николаем Рыбалкиным.

— Что тревожит наши пограничные заставы?

— Трансграничная преступность. Только совместно с пограничными ведомствами государств — участников СНГ и во взаимодействии со странами Евросоюза за год пресечена деятельность четырех преступных сообществ и более 40 преступных групп. Предпринимаются попытки проникновения через границу членов международных террористических организаций, переброски оружия. В прошлом году изъято около 300 единиц огнестрельного оружия и 30 тысяч боеприпасов, более 350 килограммов взрывчатых веществ. Угрозу представляет и незаконная миграция иностранцев в Россию и через ее территорию в другие страны. С 2010 года более чем в три раза выросло количество выявленных иностранных граждан, которым закрыт въезд в Россию.

Серьезную угрозу представляет наркотрафик, особенно на центральноазиатском направлении. В частности, только 15 мая этого года на пункте пропуска «Аксарайский» в межпотолочном пространстве вагона поезда было обнаружено 40 пластиковых бутылок с героином общим весом более 80 килограммов.

Заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России Николай Рыбалкин.
Фото: предоставлено погранслужбой.

— Изменилось ли техническое оснащение пограничной заставы?

— После распада СССР приходилось нести службу на необорудованных рубежах, жить в неприспособленных помещениях, нередко в землянках. Сегодня граница активно обустраивается. Только на Северном Кавказе в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница России» построены 72 современные пограничных заставы. На российско-казахстанской границе сданы 60 подобных объектов. Устаревшее оборудование повсеместно заменяется современными техническими средствами обнаружения нарушителя границы. Внедряются новые технологии — чтобы, например, отличить человека от пересекающего границу животного. Наши отделения (заставы) всегда были автономными и энергонезависимыми. Сегодня современные технологии позволяют не только задействовать электрогенераторы, но и получать электричество от солнечных батарей и ветрогенераторов.

— Что попадает в «сети» пограничников на море?

—  За 2012 год задержаны 150 судов-нарушителей, по судебным решениям 4 российских и 9 иностранных судов были конфискованы. У нарушителей изъято около 1,7 тысячи тонн биоресурсов. Несмотря на то что около 5,5 тысячи человек были оштрафованы на сумму 240 миллионов рублей, количество уголовных дел, возбужденных за преступления в сфере охраны морских биоресурсов, растет.  За год рост на 20 процентов! 

— Удается догонять суда-нарушители?

— Безусловно. Ведь применяются не только корабли, но и авиация. Кроме того, в рамках кораблестроительной программы мы получаем новейшие образцы. В первую очередь обновляется корабельно-катерный состав на Черном море, где к Олимпиаде 2014 года создается современная система обеспечения морской безопасности. Но наша задача — укреплять границу по всему периметру, включая и арктическое направление, где до 2020 года планируется построить 11 отделений (застав) и дополнительно для охраны северных рубежей получить четыре современных корабля. Приоритет отдается созданию автоматизированных систем технического контроля за надводной обстановкой с применением беспилотников и технологий дистанционного зондирования из космоса.

От Черного моря до Арктики укрепят береговую охрану.
Фото: предоставлено погранслужбой.

— Каждый сезон отпускники жалуются на очереди в аэропортах к окошку паспортного контроля в зале прилета. Как скоро решится проблема в аэропортах?

— Если 25 лет назад ежегодно границу России пересекали 2,5 миллиона человек, то за прошлый год это сделали около 167 миллионов. В год идет рост на 15 — 20 процентов. Эта тенденция имеет, безусловно, положительное значение. Поэтому совместно с администрацией аэропортов ведется работа по выстраиванию логистики, обеспечивающей, в частности, прием самолетов в таких временных интервалах, чтобы не создавать очередей. Увы, это получается не всегда.

Кроме того, проводится работа по внедрению в аэропортах новых технологий, сокращающих время пограничного контроля. Разработан опытный образец автоматической системы. Пассажир будет прикладывать паспорт нового поколения (цифровой) к специальному устройству, которое считывает биометрические данные в паспорте и сравнивает с биометрическими данными самого пассажира. Это будет происходить за секунды, пока система проверит данные пассажира по электронным базам. Возможно применение различных биометрических параметров: от фотографического изображения до сравнения отпечатков пальцев владельца паспорта, что сведет до минимума общение сотрудников пограничной службы с пассажирами и время прохождения пограничного контроля. Внедряются новые технологии и в поездах дальнего следования, которые пересекают границу. В частности, на границе с Украиной и Финляндией на ряде поездов пограничный контроль осуществляется не на остановках, а в процессе движения. Это сокращает время в пути и более удобно для пассажиров.

— Насколько серьезным будет испытание границы предстоящей Олимпиадой?

— Безусловно, любое крупное международное мероприятие — это всегда проверка на профессионализм. В этот период ожидается разовый въезд (и последующий выезд) до 140 тысяч иностранных участников и гостей. Мы к этой работе готовы.