Следственный комитет России пытается заставить работать на себя социальные сети и мобильные технологии. Недавно стало известно сразу о двух тендерах на программное обеспечение и оборудование, которые будут помогать искать и находить злоумышленников, а также помогать раскрывать преступления.

Первый размещенный тендер предусматривает создание системы, которая будет искать в СМИ, социальных сетях и блогосфере сообщения о преступлениях, а также анализировать реакцию пользователей на них. В частности, речь идет о мониторинге 15 тысяч печатных и 8500 интернет-изданий, а также о теле- и радиоканалах и информагентствах.

Что касается социального Интернета, то здесь кроме очевидных «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Одноклассников» и ЖЖ в список вошли «Мой мир», фотосервис Instagram, видеохостинги YouTube, Rutube, Smotri.com и геосоциальный сервис Foursquare, основное общение в котором сводится к отметкам пользователям в разных местах и написанию комментариев по поводу этих самых посещений.

И, кстати говоря, сервисом Foursquare давно пользуются преступники во всем мире для слежения за конкретным человеком, чья активность в геосети подсказывает злоумышленникам, когда объект находится на работе, когда дома, а когда уезжает в отпуск, и его дом становится легкой добычей для воров. Правоохранители уже не раз предупреждали пользователей, чтобы они оставляли как можно меньше информации о себе в Интернете.

Если Интернет может работать на преступников, значит, он может работать и на правоохранителей. И вот как именно Следственный комитет России как раз описывает в тендере. Ведомство требует находить в соцсетях первоисточники сообщений и вычленять причины, которые привели к тем или иным событиям, к появлению массовых публикаций на «криминальную» тему. Также в техзадании говорится, что поиск по базе должен осуществляться с учетом русской, английской и немецкой морфологии, что говорит о примерном охвате сегментов Всемирной паутины.

Вторая технология позволит Следственному комитету считывать всю информацию с мобильных телефонов, выключенных или даже сломанных.

По данным «Известий», ведомство закупает в Израиле оборудование, позволяющее извлекать из телефонов защищенную паролем информацию. Система позволяет извлекать и декодировать так называемые доказательные данные с самых различных моделей телефонов, включая журналы вызовов, SMS, MMS, видео, фотоизображений, а также координат GPS. С помощью программного комплекса UFED Chinex следователи смогут получать доступ к даже удаленным данным из телефонов: телефонным книгам, SMS, историям вызовов и фотографиям, а также восстанавливать пароли.

Программа Physical Analyzer является приложением для аппаратуры израильской компании Cellebrite, которая работает со всеми платформами: iOS, BlackBerry и Android.

Софт, к примеру, позволяет по восстановленным координатам GPS (которые сохраняются в современных телефонах при обмене данными со спутником) создать карту перемещения человека за последнее время. Также программа восстанавливает все действия, совершенные в телефоне в хронологическом порядке, восстанавливает диалоги между источниками и даже позволяет по запросу быстро найти ключевое слово в декодируемых данных. Другими словами, закупаемое программное обеспечение позволит существенно расширит возможности Следственного комитета при сборе доказательной базы.

Есть, правда, один спорный момент. Полиция США, Израиля, Англии и Канады с помощью аналогичного оборудования успешно и давно работает, но только в двух случаях на использование этого оборудования не нужна санкция суда: если дело касается убийства или преступления против детей. Как это будет регулироваться доступ правоохранителей к личной (и защищенной паролем) информации человека в нашей стране — пока непонятно.

* * *

Вслед за покупкой социальной сети Tumblr за 1,1 миллиарда долларов, интернет-компания Yahoo! собралась принять участие в тендере на покупку онлайн-кинотеатра Hulu. Ранее заявки на покупку Hulu подали еще шесть компаний, среди которых Time Warner Cable и крупные инвестиционные фонды KKR и Silver Lake Management.

Важно понимать, что компания Hulu не является публичной, поэтому объективной оценки ее капитализации нет. Тем не менее, по данным All Things Digital, Yahoo! предложила от 600 до 800 миллионов долларов за видеосервис. Разброс в цене издание объясняет тем, что Yahoo! предложила несколько сумм в зависимости от условий сделки.

В последнее время Yahoo! совершила несколько громких сделок. Самой крупной из них оказалась покупка блогохостинга Tumblr за 1,1 миллиарда долларов.

Кроме того, СМИ сообщали о желании компании приобрести французский видеохостинг Dailymotion. Как отмечает All Things Digital, сделку заблокировали французские власти, после чего руководители Yahoo! начали переговоры с представителями Hulu.

Интересно, что это вторая попытка Yahoo! купить видеосервис Hulu. Первая не состоялась в 2011 году. Тогда среди претендентов на его покупку называли Google, Microsoft и Amazon. Владельцы сервиса Disney и News Corp. собирались выручить на сделке около двух миллиардов долларов, однако позже отказались от планов по продаже.

Однако в этот раз среди покупателей нет интернет-гигантов типа Google или Amazon. И может быть, дело в том, что на хваленном и так часто приводимом в пример «удачном» видеопроекте Hulu висит долг в 330 миллионов долларов. Сервис так и не смог стать прибыльным, хотя начиналась его история очень красиво.

Hulu представляет из себя онлайн кинотеатр, через него распространяются как бесплатные, так и платные профессиональные материалы нескольких правообладателей, таких как кинокомпании Disney и 20th Century Fox, а также телеканалов типа Fox News и NBC.

Интересно, что в 2008 году, когда видеопортал Hulu только запускался, его появлению радовались все правообладатели, так как уровень сетевого пиратства в стране снизился почти на 60%. Собственно, сервис Hulu и создавался как рычаг против пиратов и торрент-трекеров. В 2011 году аудитория Hulu составляла 28 миллионов зрителей ежемесячно. В конце 2012 года, по данным ComsCore, этот портал занимал десятое место по количеству уникальных пользователей 25,7 миллиона. То есть, аудитория — внушительная, однако есть тенденция к уменьшению.

Пока не раскрыты условия сделки, остается непонятно: если владельцы (которыми являются, напомним, Disney и News Corp.) продают Hulu, то оставляют ли они свой контент на портале и будут ли получать какой процент с прибыли новых хозяев видеосервиса. Если же они полностью забирают контент с собой, то непонятно что тогда останется на афише онлайн-кинотеатра.