Не первый год в столице действуют интернет-площадки, позволяющие обычным жителям участвовать в управлении развитием своего города, контролировать своевременность и качество различных общественно значимых работ. Уборка дворов и подъездов, ремонт дорог, благоустройство, торговля в киосках и многое другое теперь забота не только исключительно властей, но и общества в целом.

Созданные по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина порталы «обратной связи» и народного контроля дают каждому москвичу возможность самому изменить свою жизнь к лучшему. За последние два года позитивные перемены стали замечать не только жители города, но и его гости. Но все же не дают покоя вопросы: нужны ли такие порталы,помогают ли решать реальные проблемы, лучше ли стали вести себя чиновники? Удобно ли работать с порталами? Какие темы на них москвичам хотелось бы еще представить? «Комсомолка» решила расспросить об этом пользователей порталов — наших читателей и просто горожан.

ДВЕ БЕДЫ — ДОРОГИ И ДВОРЫ

Говорить о том, что сегодня порталы предназначены исключительно для сбора жалоб, было бы неверно. Ведь москвичи также вносят и свои предложения, и оценивают работу городских учреждений, и оставляют благодарности, то есть портал — это не аналог жалобной книги. Тем не менее, как выяснилось, так называемый топ жалоб существует. «Больше всего сообщений поступает по вопросам неубранных дворов, неубранной проезжей части и ям на дорогах», — отмечают в мэрии. Перефразируя известное изречение, у горожан две беды — дороги и дворы. Поэтому самые популярные на сегодня порталы — «Наш город», где представлено 20 проблемных тем, и «Дороги Москвы». Это подтверждают и сами москвичи.

— Три раза писала на портале замечания по ямам на 7-й Парковой улице, — рассказывает жительница Восточного округа Елена Соколова. — Но не потому, что трудно разобраться с сайтом. Наоборот, работать на нем удобно и понятно. Уверена, что справится и школьник, и пенсионер. Дело в том, что благодаря возможности подтвердить или опровергнуть на портале решение проблемы мне удалось добиться четкой работы ответственных служб. Когда я один раз не согласилась с отчетом об устранении ямы, второй раз, третий, то это подстегнуло чиновников и дорожников к более открытой, качественной и оперативной работе. Теперь пишу благодарность. Все дыры на проезжей части заделаны. Большое спасибо! Наконец-то можно ездить спокойно, не беспокоясь за машину. Очень удобно, что на порталах представлены, на мой взгляд, самые важные и необходимые людям темы, по которым можно высказаться.

Кстати, если одних москвичей дороги волнуют с точки зрения личного транспорта, то других — с точки зрения общественных наземных маршрутов.

— Меня вполне устраивают порталы своей оперативностью и открытостью, — пояснил корреспонденту «Комсомолки» читатель Григорий Лукьянов из Центрального округа Москвы. — Но поскольку часто езжу по городу на автобусах и троллейбусах, считаю необходимым запустить на порталах сервис по обработке сообщений об опозданиях и других нарушениях в работе городского общественного транспорта.

Похоже, это пожелание в ближайшее время исполнится. Как удалось выяснить, столичные власти планируют открыть такую проблемную тему уже осенью этого года.

Стоит отметить, что недавно на всех геоинформационных порталах Москвы еще больше повысили уровень ответственности чиновников. Такую цель поставили как лично мэр Сергей Собянин, так и правительство столицы. Теперь пользователям не придется трижды отсылать свое «фи!» на недоделки, чтобы на них обратили внимание контролирующие службы. Отныне уже после второго опровержения одним и тем же пользователем ответа чиновника о «горячей точке» узнают инспекторы и поедут на место для проверки. А значит, проблема решится быстрее и качественнее.

Достаточно написать на портал, и ремонт в подъезде сделают без лишней бумажной волокиты.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

МОЙ ДОМ, МОЙ ПОДЪЕЗД

Самый новый портал — «Дома Москвы» — тоже набирает популярность у москвичей. Неудивительно, ведь это единственный интернет-ресурс столицы, где собрана подробная и полезная информация более чем по 30 тысячам многоквартирных домов. Получается, что «Дома Москвы» выполняет не только контрольные, но и, что немаловажно, просветительские функции. Прежде в публичном доступе невозможно было увидеть сведения о том, какие именно обязательства берет на себя управляющая домом компания, какие работы она обязана проводить и сколько заплатят ей жильцы. Теперь эта информация доступна каждому.

— Раньше мы тщетно пытались выяснить информацию о своем доме — серию, год и тип постройки, посмотреть, из какого материала сделаны стены, когда проводился ремонт, — говорит читательница «Комсомолки» молодая мама Ирина Силаева с Тимирязевской улицы, что в Северном округе. — Пока не появился портал «Дома Москвы». Правда, поначалу наши электронные сообщения о неопрятном подъезде где-то «зависали». Они получались не по теме, как объяснял нам сайт. Обращения отклонялись и на сайте «Наш город».

Кстати, стоит отметить, что сейчас на портале «Наш город» подобное происходит все реже. Начиная с 22 мая модераторы могут менять проблемную тему на нужную (также присутствующую в классификаторе), а затем публиковать сообщение на портале. Это на случай, если пользователь случайно ошибся в выборе проблемной темы или не ознакомился с полным их списком на портале. Таким образом, сообщение достигнет нужного адресата — конкретного органа исполнительной власти, ответственного за решение проблемы. Цель такого нововведения — снизить число отклоняемых сообщений, а значит, дать москвичам реальный шанс оперативно решить как можно больше проблем, с которыми они сталкиваются в своем городе.

— Как только открылся портал по домам, мы сразу отправили туда жалобу на разруху в нашем подъезде, — продолжает Ирина Силаева. — В течение восьми дней после нашего обращения мы получили ответ, что наш дом включен в список ремонта подъездов. Работы потихоньку велись с начала этого года. Причем жильцы могли сразу контролировать, что и как делают рабочие. Ведь мы каждый день ходили на работу и по делам, замечали все плюсы и минусы. А к весне увидели чистый, светлый и обновленный подъезд со свежей побелкой и покраской, удобными почтовыми ящиками, работающими батареями отопления. Приятно заходить в дом. В нем стало комфортно жить! Мы убедились, что порталы реально решают наши проблемы без лишней волокиты. Мне как молодой маме хотелось бы добавить на порталы новую тему — доступность города для маломобильных жителей. Например, с детской коляской не везде проедешь. Да и людям с ограниченными возможностями порой нелегко передвигаться по городу.

Комфорт проживания поднимается на более высокий уровень во многих домах столицы. Управляющие компании, например, научились быстро исправлять свои промахи.

— А у нас после обращения на портал на следующий день почистили и отмыли от всех надписей лифты и даже покрасили окно в пролете первого и второго этажа, — не скрывает удивления москвичка Елена Махивская.

Москва отвечает и решает!

 

РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Но, разумеется, среди горожан есть и те, кто, несмотря на очевидные достоинства порталов, относится к ним критично. Это понятно, активные, въедливые и в хорошем смысле настырные москвичи не дают власти расслабляться и почивать на лаврах.

— Горка на детской площадке во дворе действительно демонтирована, — строго комментирует ответ главы управы района Останкинский и прикрепленное фото житель 1-й Останкинской улицы Александр. — Ее нужно было отремонтировать, а не убирать совсем. Верните отремонтированную горку.

Чиновники сразу уточняют: «Прежняя конструкция ремонту не подлежит. До 25.08.2013 года будет установлена новая горка».

— Поверим и проверим, — могут сказать вслед за Александром многие москвичи — пользователи порталов столицы.

Такими и должны быть настоящие народные контролеры! Ведь работа по улучшению Москвы продолжается. Порталы дают москвичам реальную возможность повысить качество своей жизни, управляя городом. Действия мэра Сергея Собянина в этом направлении уже приносят положительные результаты.

ПОМОЩЬ ЗДЕСЬ!

Интернет-порталы правительства Москвы:

gorod.mos.ru — интерактивный информационный портал «Наш город. Программа развития Москвы» о планах по развитию и благоустройству города;

doroga.mos.ru — общественный контроль за состоянием дорог, остановок, светофоров и уличного освещения;

dom.mos.ru — портал о деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

НА ЗАМЕТКУ

Пять шагов к комфортному и удобному городу

Шаг 1. Зарегистрируйся на нужном портале правительства Москвы (см. адреса ниже) с помощью специальной регистрационной формы.

Шаг 2. Нажми кнопку «Сообщить о проблеме».

Шаг 3. Напиши в поле «сообщение» свой комментарий не более 700 знаков с пробелами. К своему сообщению можно также прикрепить до 5 фотографий, чтобы подтвердить наличие проблемы. Например, снимок неубранного подъезда или ямы на дороге. Логично, идешь по городу — смотри и фотографируй нарушения!

Шаг 4. Отправь его на портал. В срок не более 24 часов с момента подачи сообщения оно будет опубликовано на портале и выслано для ответа ответственным чиновникам, если соблюдаются единые правила модерации.

Шаг 5. Не забудь нажать одну из кнопок рядом с ответом-отчетом об устранении проблемы — «подтвердить» или «опровергнуть».