ВЕНЕЦИЯ, 31 мая — РИА Новости, Светлана Янкина. Ватикан, впервые принимающий участие в венецианской арт-биеннале, представил современную трактовку библейской «Книги Бытия» с помощью интерактивной инсталляции, черно-белых фото и замороженной живописи в своем проекте, открывающемся в пятницу.

По словам комиссара павильона Святого Престола председателя Папского совета по культуре кардинала Джанфранко Равази, для своего первого присутствия на биеннале они выбрали тему, фундаментальную и для культуры, и для Церкви, к которой, вдобавок, уже обращались многие художники, чьи работы оставили значительный след в истории искусства.

Цитата из Микеланджело, например, представлена на этой выставке современной интерпретацией в исполнении римского художника Тано Феста, который использовал фрагменты его фресок из Сикстинской капеллы — фигуру и лицо Адама из сцены «Сотворения человека», а также образ змея-искусителя. Вводный раздел демонстрирует, что Ватикан издавна покровительствовал искусству и по сию пору не намерен сдавать своих позиций.

Цикл жизни

Далее начинается основной раздел экспозиции под названием «В начале», также трехчастный по составу. Сначала зритель попадает в «Сотворение» и даже может стать причастным к этому процессу. Интерактивная инсталляция миланской арт-группы Studio Azzurro, названная также как и сама выставка — «В начале», приводится в движение с помощью прикосновений ладоней. Камни на экранах превращаются сначала в бессловесный мир растений и животных, а затем в мир, населенный разноголосыми людьми.

В разделе «Разрушение» выставлены 18 крупноформатных фотографий чешского фотографа Йозефа Куделки, знаменитого своей документацией «Пражской весны». По замыслу организаторов проекта, эти снимки отражают губительное вторжение человека в окружающую среду и разрушительное влияние времени. И действительно, несмотря на наличие признаков человеческой цивилизации, черно-белые пейзажи — природные и индустриальные, отлично подошли бы для иллюстрирования фантастической книги о Марсе. Настолько неуютными и пустыми они выглядят, хотя и снимались в течение последних 30 лет в Европе и на Ближнем Востоке.

Завершается выставка, тем не менее, на оптимистичной ноте: за «Воссоздание» отвечают светоносные крупноформатные картины американского художника австралийского происхождения Лоуренса Кэролла. Он был выбран за способность придавать новые смыслы традиционным материалам и создавать произведения, циклически «умирающие» и «воскресающие». Его инсталляция, сделанная специально для этой выставки, состоит из четырех гигантских картин. Они написаны с помощью масляных красок и воска: для создания одной из них потребовалось электричество, а для другой — скрытая за стеной павильона холодильная установка, благодаря которой зрители видят то замерзающее, то оттаивающее полотно в золотистых тонах.

Ватикан стал одним из десяти новых участников биеннале. По традиции, помимо основного проекта «Энциклопедический дворец», в ее состав включены выставки разных стран — в этом году их 88, в том числе и российский проект «Даная» Вадима Захарова.

Для публики биеннале откроется 1 июня и продолжит свою работу до 24 ноября.