Утром 5 июня в тоннеле московского метро между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» произошло возгорание кабеля на путях, в результате чего возникло сильное задымление. Из-за пожара были закрыты станции «Охотный Ряд», «Лубянка» и «Комсомольская». Из метро были эвакуированы 4 тыс. 500 пассажиров. В результате ЧП пострадали 47 человек, семь из них были госпитализированы. РБК предлагает вспомнить о самых серьезных авариях в столичном метро за последние 40 лет.

На Горьковско-Замоскворецкой линии (нынешней Замоскворецкой) 15 апреля 1979г. произошло крушение поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек. Последствия крушения устраняли почти сутки.

Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии.

10 июня 1981г. на перегоне «Третьяковская» — «Октябрьская» возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Согласно официальной версии, жертв не было, однако некоторые очевидцы утверждают, что погибли семь человек.

17 февраля 1982г. произошел один из самых резонансных инцидентов в московском метро. На станции «Авиамоторная» примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор №4 был включен на спуск. Около 17:00 его лестничное полотно неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, более чем в два раза превосходящую номинальную.

Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора — около 100 человек — скатились вниз. В результате давки на нижней площадке эскалатора погибли восемь человек, еще 30 были ранены.

20 апреля 1987г. около 20:00 в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел пожар. Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона.

Обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции «Павелецкая» сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943г. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая старая часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953г.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994г. коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена.

17 января 1994г. при выходе на линию поезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон. Состав остановился в рампе. В соответствии с действовавшими тогда инструкциями большую часть состава оставили стоять в тоннеле, а два вагона — на парковых путях электродепо, хотя была техническая возможность вывести состав из тоннеля и обеспечить благоприятные условия для его тушения.

Ликвидация огня в тоннеле была чрезвычайно сложной. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.

30 и 31 марта 1994г. на разных перегонах Серпуховско-Тимирязевской линии произошла серия аварий, в которых пострадали 20 человек. Первая случилась в 18:48 на перегоне «Нагорная» — «Нахимовский проспект». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. На следующее утро в 05:30 во время маневров один из составов пропускался не по тому пути. В результате произошло новое столкновение.

Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. В 09:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская», но еще не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошел с рельсов, началось задымление. Возникла паника и давка. Серьезно пострадали три пассажира и машинист второго поезда — его госпитализировали с черепно-мозговой травмой.

В 1996г. машинист по фамилии Корнилов из депо «Владыкино» уснул при управлении поездом. Неуправляемый состав пробил стену депо, в результате чего головной вагон оказался на улице. При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то обстоятельство, что один машинист выполнял работу за нескольких человек.

25 мая 2005г. Московский метрополитен из-за аварии энергосети в России столкнулся с самым масштабным сбоем в своей истории. В 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций метро.

В тоннелях метро остановились, по разным данным, от 27 до 43 поездов, в которых могли находиться до 20 тыс. пассажиров. В 11:40 началась эвакуация, которая затянулась почти на два часа.

19 марта 2006г. поезд, отошедший от станции «Войковская» в направлении станции «Сокол», столкнулся с бетонной сваей, которая провалилась в тоннель прямо перед приближающимся составом. Машинист Андрей Ульянов применил экстренное торможение, однако избежать столкновения не удалось — головной вагон налетел на сваю и был сильно поврежден. Сваей повредило крышу вагона, после чего на передние вагоны рухнули куски бетонной облицовки тоннеля и еще две сваи.

По счастливой случайности никто не пострадал: в воскресный день вагоны были практически пусты. Позже выяснилось, что над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того как одна из них провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой ветки метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов. В дневное время была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист состава А.Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом президента РФ был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

25 июня 2008г. сошел с рельсов поезд между станциями «Владыкино» и «Отрадное». В 16:59 мск состав, отправившийся со станции «Владыкино», начал набирать скорость. На расстоянии 800 м от станции из-за скола головки рельса последние четыре вагона сошли с рельсов.

Было снято напряжение с линии, из тоннелей эвакуировали около 800 пассажиров. Восемь человек обратились за медицинской помощью, одна женщина была госпитализирована с гипертоническим кризом. Как отметили врачи, все обращения были связаны не с самим чрезвычайным происшествием, а с обострением хронических заболеваний, вероятно, из-за стресса. Движение на линии было полностью восстановлено к утру 26 июня.

Утром 27 марта 2010г. на Арбатско-Покровской линии произошло задымление в головном вагоне поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семеновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около 600 пассажиров. После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щелковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино».

4 июня 2010г. в 20:27 из-за сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская» упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров выпустили из поездов и начали развозить автобусами Мосгортранса. В результате происшествия никто не пострадал. В 21:47 движение по линии было восстановлено.

15 апреля 2012г. в вестибюле станции «Комсомольская» резко остановился эскалатор. В результате инцидента пострадали девять человек.