Премьер-министр Дмитрий Медведев включил в перечень минимальных услуг, оказываемых на АЗС, заправку газовым топливом. Распоряжение подготовлено Минэнерго. В правительстве считают, что «реализация положений постановления будет способствовать увеличению объемов использования газа в качестве моторного топлива, что положительно скажется на экологической ситуации вдоль автомобильных дорог, за счет того, что газ является более экологически чистым видом топлива». По данным источников газеты «Ъ», близких к министерству, чиновники хотят, чтобы число АЗС, реализующих газомоторное топливо, составило 15-20 процентов.

Тут уже наличествует некоторое противоречие. С одной стороны, чиновники довольно скромны в своих пожеланиях. Если их мечты сбудутся, то все равно от 80 до 85 процентов АЗС газом заправлять не будут, а будут, как и сейчас, заправлять только бензином и дизельным топливом. С другой стороны, в распоряжении заправка газом включена в перечень минимальных услуг, то есть в обязательный ассортимент. Если газа нет, то значит, этот обязательный перечень не выполняется, что, по идее, должно влечь за собой санкции — вплоть до закрытия АЗС. Если же строится новая станция, причем где угодно, она не должна приниматься в эксплуатацию, если на ней отсутствует заправка газом.

Либо само понятие перечня минимальных услуг толкуется в правительственном распоряжении в каком-то своеобразном смысле, либо опытные чиновники считают, что если это распоряжение будет выполнено лишь на 15-20 процентов, то уже хорошо. Наверное, бывалым бюрократам виднее.

При этом идея более широкой газификации автомобильного транспорта сама по себе вполне здравая. Газовое топливо дает меньше вредных выбросов, чем бензин и солярка, против перевода городского муниципального транспорта на газ никто не возражает, благо с мировым опытом это вполне согласуется. В России как в газодобывающей стране, газа богато, причем в ряде регионов при изобилии газа есть определенные трудности с поставками бензина и солярки — нефтеперегонные заводы далеко. Развивать там газомоторный транспорт сам Бог велел.

Конечно, для развития газомоторного транспорта важно, чтобы газ был доступен на заправках, а нет так, как сейчас — за семь верст киселя хлебать. Все это, несомненно, но так же мировая практика показывает, что даже в Германии, помешанной на экологии, заправка газом встречается далеко не на всякой АЗС. Мешает общее удорожание станции, связанное с установкой газового оборудования, мешают требования безопасности — газ более опасная штука, чем бензин, и при размещении АЗС в городе могут быть серьезные проблемы. Поэтому реалистическое требование — не включения газа в обязательный топливный ассортимент, предлагаемый на каждой заправке, а общая достаточная плотность сети газовых заправок. Чтобы при пустеющих баллонах водитель не скучал.

Нам и до этой достаточной плотности весьма далеко. Подражать же кампании по повсеместному внедрению кукурузы — это не то, чтобы особенно удачный способ подъема соответствующей отрасли хозяйства.