О будущем G8

«На мой взгляд — и его разделяют наши партнёры — «восьмерка» вполне жизнеспособна. Россия активно участвует в этом клубе, именно благодаря нам слышен голос не только развитых западных государств, но и быстрорастущих стран, которые играют всё более заметную роль в мировой политике и экономике.

Экономические показатели стран «Большой восьмерки»

Дискуссии, которые ведутся в рамках «восьмерки», отличает глубина и доверительность, что позволяет конструктивно решать многие, даже самые острые политические вопросы. Так, в Лох-Эрне планируем поговорить о ситуации в Сирии, на Ближнем Востоке и Северной Африке, в Афганистане и т.д. Рассчитываем, что итоги этого обсуждения будут полезными.

На саммите этого года по предложению британского председателя мы поговорим о совершенствовании систем налогообложения и повышения эффективности государственного управления, а также об устранении препятствий в международной и региональной торговле. Объединяет все эти направления принцип максиального задействования неиспользуемых или скрытых внутренних ресурсов развивающихся стран. Полагаем, что это повысит наполняемость национальных бюджетов, улучшит качество государственных институтов».

Группа восьми («Большая восьмерка», G8): история создания и задачи >>

О реформе МВФ

«МВФ нуждается в серьёзном реформировании. Это мнение разделяют все акционеры Фонда. Проблема в том, что зачастую в МВФ не успевают за быстро меняющейся обстановкой в мировых финансах — прежде всего, при принятии действенных своевременных решений. Также хромает их реализация. Яркий пример — глобальный финансовый кризис, который система МВФ не смогла предотвратить. Считаю ошибочным подход, что создание новых советов, фондов и других международных органов станет панацеей для всех проблем. Важно — опираясь на уникальный опыт сотрудничества в рамках МВФ — работать над его дальнейшим совершенствованием. Необходимо ставить вопрос о комплексной перестройке Фонда, приведении его в соответствие с актуальными экономическими реалиями. И прежде всего важно перестроить систему распределения квот и голосов в МВФ. Повысить роль развивающихся стран, в том числе наших партнёров по БРИКС».

Международный валютный фонд (МВФ) >>

О деофшоризации

«Деофшоризация является важным условием для устранения структурных дисбалансов мировой экономики. Ни для кого не секрет, что именно в офшорах скапливаются внушительные суммы спекулятивного, а порой и откровенно криминального капитала. А те страны и территории, в которых он «прописан», зачастую имеют очень слабое представление о собственниках и происхождении данных денег. Резкие вбросы, неконтролируемое движение этих средств крайне негативно сказываются на мировой финансовой системе.

Обсуждение мер по «деофшоризации» российской экономики >>

В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Такие доку-менты должны быть нацелены на противодействие «серым» схемам минимизации налогообложения, обмен налоговой информацией и реализацию универсальных рекомендаций, разрабатываемых в рамках ОЭСР».

О международной торговле и ВТО

История и функции Всемирной торговой организации

«Вступление в ВТО позволяет России полноценно участвовать в выработке и совершенствовании норм международной торговли. Нам предстоит ещё научиться в полной мере использовать наши возможности по применению допустимых инструментов поддержки отечественных производителей, разрешения торговых споров, защиты российских товаров на внешних рынках. В России действует один из самых высоких среди участников ВТО стандартов транспарентности законо-дательства, детально проработаны практические аспекты регулирования внешней торговли. Конечно, есть отдельные претензии к России по поводу выполнения обязательств ВТО.

Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) >>

200 слов про изменение цен после вступления России в ВТО

Здесь, подчеркну, такие же вопросы мы можем задать и нашим партнёрам. Мы считаем, что ряд стран необоснованно закрывает доступ для российских товаров на внутренние рынки минеральных удобрений, химии, нефтехимии, автомобильного топлива, трубной и металлургической промышленности. Но это рабочая ситуация: разбирательства по торговым спорам ведут между собой США, Китай, Индия, ЕС и другие страны. Мы рассматриваем ВТО как фундамент, на котором основывается вся система правил мировой торговли. К сожалению, мы видим, что в ВТО сейчас есть определенный застой. Но это, опять же, не повод ломать эту структуру. Необходимо работать над её укреплением и развитием. Активно убеждаем партнёров как можно скорее завершить Дохийский раунд переговоров, который идёт вот уже 12 лет. Надеемся на прогресс в этом вопросе в ходе министерской встречи Организации, запланированной на декабрь 2013 года».

Об экономической неэффективности Европы

Хронология финансово‑экономического кризиса в еврозоне

«Разве можно увязывать вопрос об экономической эффективности государства, его конкурентоспособности с отказом от всех взятых на себя социальных обязательств? Ведь забота о населении, его социальная защита — одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от нее поставит под угрозу само существование института государства как такового. Кризис в ряде европейских стран наглядно продемонстрировал. Ключевое слово здесь — неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы — вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать — гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества. Ведь не секрет, что многие граждане менее развитых государств приезжают в Европу специально для того, чтобы «сесть» на социальное пособие, как это называют в Германии».

О социальной политике России

«Мы свой выбор сделали давно. Отказываться от социальных обязательств не будем. Сегодня именно рост доходов населения, потребительских расходов, банковского кредитования являются основными факторами, которые стимулируют экономику нашей страны. Большие государственные средства направляются на повышение занятости, создание новых рабочих мест и реализацию программ по трудоустройству. При этом реальная заработная плата неуклонно растет. Своевременно производится индексация пенсий и социальных пособий, модернизируется пенсионная система в целом. В результате уровень безработицы в России за первые четыре месяца 2013 года оставался достаточно низким — 5,7%. Самое серьезное внимание мы уделяем вопросам улучшения демографической ситуации, развития здравоохранения. Реализуем соответствующие национальные проекты».

Полный текст интервью >>