В эфире радио «Комсомольская правда» певица Мара рассказывает нашему ведущему Александру Рогозе о своем новом альбоме, отношениях с фанатами и планах на лето.

 

Рогоза:

— Здравствуйте. Это программа «Беседка». В гостях у нас сегодня известная певица Мара. Мара, я внимательно читаю твой сайт. В последнее время очень много новостей. Концертная программа под названием «Почувствуй разницу». Выходит live-альбом. Ты не могла бы подробнее рассказать об этом?

Мара:

— У нас скоро в Москве, в концертном зале «Москва Холл» презентация нового live-альбома с названием «Почувствуй разницу».

Рогоза:

— 14 июня?

Мара:

— Да, 14 июня в Москве. И все, что сейчас вокруг нас происходит, это, безусловно, связано с выходом этого нового альбома. Концертная программа называется точно так же, это концертная программа уплотненного гитарного звука, уплотненного гитарного саунда и очень мощных, прокачанных, больших, гиговых стадионов, соответственно аранжировок.

Рогоза:

— Многие артисты посчитали бы это риском – что-то менять в саунде своей команды. Есть такие канонические русско-роковые группы, которые как играли в одних аранжировках лет 30 назад какие-то известные шлягеры, так и продолжают играть. Ты не считаешь это риском?

Мара:

— Мне неинтересно что-то не менять, во-первых. Во-вторых, я считаю, что любой нормально развивающийся артист должен с каждым новым альбомом давать людям новое, совершенно не похожее на предыдущее. Если вы почитаете название «Почувствуй разницу», то это и есть – почувствуй разницу между первыми двумя студийными, мягкими или какими-то такими альбомами и реальным плотным концертным мощным стадионным звуком, который мы запечатлели в пластинке. И это была такая фиксация большого важного музыкального периода. Мы много лет этот звук отрабатывали, искали, накатывали на разных концертах по всем городам нашей страны. Не только, кстати, нашей страны, но и разных других стран. Нашли это и просто отразили в пластинке. Фанаты просили: дайте нам то, что вы играете на концертах, мы не можем это нигде, кроме как на концертах, послушать. Вот, пожалуйста, мы это сделали, слушайте теперь это везде.

Рогоза:

— На концертах получался такой естественный процесс, а не так, что как-то отмашка: ребята, теперь будем по-другому играть. Это естественный процесс происходил на протяжении нескольких лет?

Мара:

— Да, на протяжении какого-то времени от клавишного звука мы переходили к более гитарному вкраплению. Сначала от гитарного к клавишному, потому от клавишного обратно к гитарному.

Я не хочу рассказывать какими-то аранжировочными музыкальными моментами, кроме музыкантов, обычным людям это непонятно. Просто слушайте, берите пластинку, чувствуйте разницу. Возьмите, сравните первые два альбома и этот альбом. Или новый альбом «Два мира», который вышел год назад. Просто вы сразу поймете, почему мы назвали эту пластинку «Почувствуй разницу». Потому что это колоссальная разница в мироощущении, в духовном осмыслении всего, в музыкальном осмыслении, в музыкальном выражении, в музыкальных приемах, в эмоциональных приемах. Всё другое. Вот разница.

Рогоза:

— Послушаем одну из песен, которую Мара и ее группа сыграли прямо здесь, вживую, на радио «Комсомольская правда».

Певица Мара со своими музыкантами в студии «Комсомольской правды»
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Мара, скажи, новые песни постоянно пишутся? Кто-то говорит, что творчество это такой ежедневный труд, ты должен, несмотря ни на что, взять инструмент. Кто-то говорит, что только вдохновение – вот меня стукнуло, я написал, — иначе никак. В твоем случае как?

Мара:

— Когда ты становишься профессионалом, вдохновение должно быть ежедневным. Это я образно выражаюсь. На самом деле есть определенные сроки выхода альбомов. Безусловно, ты к этим срокам должен все уже завершить, написать, записать в студии, свести, отдать в производство и т.д. Поэтому отмазки типа «у меня нет вдохновения, извините, поэтому я не выполню свои обязательства», они здесь не работают. Если ты нормальный, полноценный человек, тебе все нравится в жизни, то ты в любом случае пишешь песни, потому что тебе это тоже нравится.

Рогоза:

— Кажется, наше время предлагает рынку новые способы появления каких-то циклов, условно говоря. Если раньше артисты думали альбомами («Сержант Пеппер» битловский, концептуальная такая работа), то теперь есть синглы, мини-альбомы. Как удобнее, и вообще, как ты думаешь, за какой формой будущее?

Мара:

— Это не вопрос. За всеми. Форма не имеет значение, имеет значение суть. Вообще в мире, в жизни имеет значение главное – суть. Во что ты эту суть облечешь, это твое личное дело. Но если в том, что ты делаешь, нет ядра, нет стержня, нет сути, то форма не поможет. Поэтому какая разница? Кто-то захотел выпустить сингл – значит сингл, кто-то захотел выпустить промежуточный лонгплей какой-то на пластинке – пожалуйста, выпускайте так.

Рогоза:

— А как быть с фанатами? Они же очень часто требует: давай песен, пусть по одной, но чаще.

Мара:

— У каждого артиста свои взаимоотношения с фанатами. Я думаю, здесь нет универсального какого-то приема. Но по моему опыту, фанаты любят тебя за то, что ты такой, какой ты есть. Поэтому все, что ты делаешь, для них это естественная данность, в этом и есть суть фанатского отношения.

Рогоза:

— А в Сети у тебя происходит с ними общение какое-то? Может быть, кто-то шлет песни свои?

Мара:

— У нас очень активная группа ВКонтакте, люди там постоянно выкладывают и кавера, которые они сами делают, и какие-то ремиксы, и еще какие-то арт-штуки. Наверное, ВКонтакте — самая социально активная штука для России. Но моего личного взаимодействия с фанатами, безусловно, не происходит и происходить не должно и не будет – только на концертах.

Рогоза:

— И еще одну песню прямо сейчас давайте послушаем. Я отмечу, что это живой звук, все сыграно в студии Радио «Комсомольская правда».

Мара, я знаю, что ты не очень хочешь общаться на тему прошлого, но, тем не менее, я не могу не задать несколько таких вопросов. Ни для кого не секрет, что ты автор песни «Цепи и кольца», которую пела Линда. Никогда не возникало такой мысли: а может быть, надо было самой?

Мара:

— Нет, никогда не возникало. А зачем мне такая мысль?

Рогоза:

— Бывают случаи, после того как стало известно, что такая песня стала хитом на всю Россию, в принципе это единственный хит Линды последнего периода…

Мара:

— Во-первых, там не одна была песня, а несколько. Это была такая включенная работа над тем альбомом «Атака», который тогда был. У нас было абсолютно творческое взаимодействие. Мне доставалось безвозмездно определенное количество студийного времени, студийного пространства, студийных мощностей и т.д., а Линде доставались песни. У нас был такой взаимообмен, и каких-то сожалений о том, что я воспользовалась студией и на ней что-то записала, а Линда теперь поет эти песни, у меня, естественно, нет и быть не может. Потому что эти песни сделаны для нее, практически дружески ей отданы – пожалуйста, пусть поет. Это не мои песни, это ее песни как артистки.

Рогоза:

— К тебе потом кто-то обращался: напиши для меня песни?

Мара:

— Нет, не обращался. И для меня это был какой-то экспериментальный опыт. Потому что я никогда не ставила себе цель писать песни кому-то другому. Это реально получилось очень спонтанно. Просто так получилось. Возник текст, возникла идея, возникла мелодия, и я почувствовала, что она будет лучше спета не мной, а другим артистом. Так и получилось, это хорошо поется, хорошо звучит.

Рогоза:

— Мара, и еще один момент, он до сих пор (хотя прошло несколько лет) обсуждается в Сети. Фестиваль «Нашествие» несколько лет назад, и в концовке одной из песен ты оголила грудь. Это было моментальное решение или заготовка?

Мара:

— Я не буду говорить о том, что было десять лет назад. Вот когда я ходила в детский сад, я сидела на горшке. Мне совершенно неинтересно разговаривать о том, что было реально десять лет назад. Это просто какая-то космически далекая прошлая жизнь. Неинтересно.

Рогоза:

— Если в целом об артисте. Есть, например, такой персонаж, как Леди Гага. Все знают, наверное, одну ее песню, но все знают, что это за человек, как он выглядит. Путь эпатажного артиста проще или сложнее?

Мара:

— Это просто отдельно взятый путь. Проще или сложнее, не знаю.

Рогоза:

— Есть, например, Никита Джигурда, который черт знает чем занимается. Но все знают, что это человек, который громко рычит…

Мара:

— Проще или сложнее для кого, для его родственников, для него самого, для его продюсеров, для выпускающих компаний, для зрителей, для фанатов? Где точка отсчета? Исходя из самого артиста, это ему самому решать. Хочет он эпатировать других? Если ему так нравится, если для него это естественное какое-то состояние души – пожалуйста. Знаете, это как вопрос: вам не мешает, когда фанаты заскакивают на сцену и с нее обратно прыгают в толпу? Вот человека так включило в данный момент, ну пусть заскочит, нам жалко, что ли. Потом прыгнет обратно.

Рогоза:

— Любой творческий коллектив это такая сложная субстанция. Как вы в своей группе? Бывают ли случаи, когда летят стаканы, листки бумаги, еще что-то?

Мара:

— Нет, не бывает. У нас бывают какие-то обсуждения, они бывают иногда даже разгоряченные или эмоциональные, но никаких агрессий по отношению друг к другу или какой-то вражды и желания поссориться у нас не возникает. У нас профессиональные отношения с теми музыкантами, которые со мной играют.

Рогоза:

— А концерты по-прежнему, как в юности, приносят такой подъем эмоциональный?

Мара:

— Конечно. А как может иначе? Это рок-музыка. Рок-музыка это абсолютный, тотальный драйв всегда, в любом состоянии, и неважно, сколько ты отдыхал перед концертом, ты всегда должен быть собранным, ты всегда должен отдавать свои эмоции людям, потому что ты ради этого занимаешься музыкой, ради этого пишешь песни. Если тебе не нравится ездить на гастроли, если тебе не нравится перемещаться на самолетах, менять часовые пояса, ездить в микроавтобусах, в поездах и т.д., в разных погодных условиях, в разных странах, то тебе вообще не надо быть артистом, тебе не надо этим заниматься. Потому что ты родился для того, чтобы делать именно это. И это должно нравиться. Это все надо передавать людям обязательно, потому что они пришли на концерт, чтобы получить ту энергию, которую они больше нигде не возьмут. И если ты можешь им это дать, делись.

Рогоза:

— Мы уже сказали в начале этой беседы, что 14 июня в концертном зале «Москва» будет большая презентация ваша. Что дальше? Будет ли какой-то тур? Каковы концертные планы?

Мара:

— Тур «Почувствуй разницу» начинается с сентября по всей стране. Лето это достаточно спокойный, но в то же время подготовительный период для того цикла, который обычно начинается осенью. Летом мы будем снимать клип, летом мы будем из live-пластинки «Почувствуй разницу» пару или тройку клипов монтировать концертных отдельно взятых, еще больше насыщать монтаж, еще динамичнее делать и красивее. Пластинка по съемке получилась очень красивая, очень вкусная. Я имею в виду DVD. По звуку она тоже мощная и плотная, а по картинке она красивая, и нам хочется какие-то песни собрать в клиповый монтаж, сделать из этого абсолютно крутые клипы. И, наверное, мы еще немножко отдохнем.

Рогоза:

— То есть нет планов, как у многих команд, — они ставят рекорды по количеству летних фестивалей, мотаются по всей стране.

Мара:

— Мы не ставим планы собрать какой-то рекорд по количеству летних фестивалей. Все фестивали, какие есть, мы их играем, каких нет, мы их не играем. Ничего такого особенного в этом нет. Летом, конечно, люди предпочитают ходить на фестивали, чем сидеть в закрытых помещениях клубов или концертных залов. Это нормально.

Рогоза:

— На лето ты планируешь какие-то путешествия?

Мара:

— Я думаю, да, надо отдохнуть. Просто, пока у нас не прошла презентация, о каких-то очень дальних планах дальше, чем на две недели, связанных с путешествиями, естественно, не думаем. Сейчас у нас все сконцентрировано на презентации, на выходе нового альбома. Последние несколько месяцев жизни сконцентрированы на этом. Сейчас мы сыграем презентацию и чуть-чуть отдохнем – может быть, неделю, может быть, две.

Рогоза:

— У нас в гостях была певица Мара, сегодня мы говорили с ней о музыке. И прощаемся с вами под аккорды песни «Почувствуй разницу». Мы сегодня говорили об этой концертной программе, которую представляет Мара. Итак, живой звук, Мара на Радио «Комсомольская правда».