В Министерстве образования обсуждают новый, единый учебник истории. На совещании должны представить первый проект единой концепции изучения истории в российских школах. Создать такой курс и избавить учебники от двойных толкований к декабрю этого года поручил Владимир Путин. 

О необходимости создания нового учебника истории говорили давно. Еще в 1990-х на прилавках магазинов стали появляться десятки новых изданий, а учителям дали право выбирать по своему вкусу. В результате уже второе поколение российских школьников постигает историю хаотично.

Подтверждений предостаточно. В этом году при сдаче единого государственного экзамена, даже отличники и хорошисты путали Сталина и Хрущева. Многие не знают основных дат Великой Отечественной, а имена таких героев, как Зоя Космодемьянская или Александр Матросов для них пустой звук. Авторы проекта нового стандарта преподавания истории в школе считают, что есть исторические факты, дискуссии о которых возмутительны. Абсурдно ставить знак равенства между страной Советов в эпоху Сталина и гитлеровской Германией.

Прежде всего, детей нужно воспитывать в духе патриотизма. В новом учебнике истории больше страниц будет уделено Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной. Особо подчеркнут авторы «массовый героизм» в этих двух войнах. При этом единый учебник по истории вовсе не будет трактовать советских и постсоветских глав государства только комплиментарно. Что касается сталинской эпохи, будет рассказано о репрессиях, ГУЛАГе, раскулачивании и уничтожении русского крестьянства. Время Бориса Ельцина охарактеризуется, в том числе, и потерей управляемости, политическими кризисами и войной в Чечне.

Школьные учителя объясняют: в 50% школ пользуются учебником Данилова и Косулиной. Он как раз написан в патриотическом ключе, кроме того, он предлагает детям интересные выдержки из исторических документов. Он вполне мог бы стать основой для нового труда. Однако и учителя, и профессоры вузов сходятся во мнении – в проект создания нового единого учебника истории необходимо включить изучение родного региона.

Не у всех идея создания единого учебника истории вызывает восторг. Ее противники считают, что единственно правильный подход к истории приводит к фальсификациям и перегибам. И это уже было в нашей стране. Те, кто поддерживают проект, говорят, что учебник должен мотивировать школьников искать дополнительную информацию о событиях, а учителей — обучать детей анализировать текст. Учебник — лишь стержень, на который вдумчивый ученик нанизывает знания.