Известный галерист Марат Гельман уволен с поста директора Музея современного искусства в Перми. А на днях прокуратура и счетная палата края начали проверки бюджета фестиваля «Белые ночи», директором по развитию которого является Гельман.

Музей PERMM без директора: для арт-сообщества это — новость дня. PERMM — первая площадка современного искусства за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Пять лет назад ее придумал и создал скандально известный галерист Марат Гельман. С сегодняшнего дня, по решению краевого Министерства культуры, должность директора музея вакантна.

От искусства на грани провокации у пермских чиновников лопнуло терпение. Последней каплей стала выставка на фестивале «Белые ночи в Перми». Работы художников в якобы сатирическом свете выставляли Олимпиаду в Сочи. Власти выставку закрыли, но Гельман пообещал, что арт-объекты он заберет к себе в музей. Новость об увольнении застала его в Москве. «Работы Василия Слонова — в сокращенном виде или в полном — видели все, потому что эти работы публикуются во всех изданиях, — заявил галерист. – И этого добились те, кто их запрещал».

После скандала внимание властей к фестивалю, где Гельман был директором по развитию, и вовсе стало повышенным. Депутаты и лично губернатор Виктор Басаргин потребовали разобраться, на что потрачены 250 миллионов рублей. В прессе галерист объяснил: на столь масштабное мероприятие затраты вполне оправданы. В 2012 году «Белые ночи в Перми» посетили более миллиона человек, а постановки и инсталляции проходили почти месяц.

Марат Гельман в мире российского современного искусства – фигура более чем заметная. В девяностые годы он открыл одну из первых частных галерей современного искусства и представил в ней все жанры – от акционизма и постмодернизма до медиа-арта.

Впрочем, заслуги Гельмана за пределами столицы оценили далеко не все. В Новосибирске запретили выставку «Родина», где одним из арт-объектов была обезьяна в погонах и орденами. В Краснодарском крае визит куратора для открытия выставки Icons на религиозную тему и вовсе кончился митингом протеста. В Санкт-Петербурге эту же экспозицию называли «оскорблением чувств верующих». В Перми недовольных музеем хватало на протяжении всех пяти лет его существования. Впрочем, после ухода Марата Гельмана концепция музея, вероятно, изменится. По мысли властей, арт-центр не должен быть центром художественных споров.