Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка электронной коммерции РФ за период с 2008 по 2017 гг. По оценкам аналитиков, российский рынок переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в 2008-2012 гг. При этом в 2012 г. объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 млрд руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно.

По информации J&P, характерными особенностями российского рынка электронной коммерции на текущем этапе являются: развитие онлайн-кредитования; развитие многоканальности и взаимного проникновения онлайна и оффлайна; рост спроса на товары в зарубежных интернет-магазинах.

Ключевой отличительной чертой российского рынка является активное использование электронных платежных систем, прежде всего дистанционных банковских и небанковских терминалов. Это выгодно отличает российский рынок от зарубежных аналогов, так как создает большую потребительскую вариативность, подчеркнули в компании. Важной тенденцией в России является опережающий рост интернет-магазинов на рынке физических товаров по сравнению с MLM- и каталожной торговлей.

При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у лидеров — Великобритании и США — превышает 10%.

В целом анализ возможности роста российского рынка электронной коммерции показал, что экстенсивное развитие возможно за счет регионов, которые демонстрируют эффект догоняющего развития. Тем не менее, существующие региональные диспропорции на рынке электронной коммерции сохранятся и далее, рассказали CNews в J’son & Partners Consulting.

По прогнозам аналитиков J&P, в структуре рынка электронной коммерции РФ произойдут значимые изменения — в частности, в продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012 г. до 60% в 2017 г.; и по способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012 г. до 49% в 2017 г.

В 2012 г. аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем сектора нефизических товаров и услуг на рынке электронной коммерции РФ в 1,2 трлн руб. По их прогнозам, в 2017 г. данный показатель достигнет 2,2 трлн руб. Также ожидается, что наибольшими темпами в структуре нефизических товаров и услуг будет расти подсегмент «цифровой контент», наименьшими — «сотовая связь».

В то же время, сегмент физических товаров российского рынка электронной коммерции динамично растет опережающими темпами с момента становления рынка. По данным J’son & Partners Consulting, в конце 2012 г. общий объем покупки и оплаты физических товаров рынка e-commerce превысил 662 млрд руб., и доля сегмента превысила 35%. Согласно оценкам аналитиков, рост сегмента продолжится, и к 2017 г. его объем превысит 1,5 трлн руб. (при этом доля физических товаров вырастет до максимальных 40% в 2016 г.). Эксперты J&P также полагают, что к 2016 г. темп роста рынка снизится до среднего уровня, и доля физических товаров в электронной коммерции стабилизируется на отметке 40% рынка. Средний темп роста (CAGR) на протяжении 2008-2017 гг. составит 32,5%.

Основным подсегментом сектора физических товаров являются интернет-магазины, на долю которых приходится 60,5% покупок физических товаров. Прогнозируется, что к 2017 г. доля интернет-магазинов возрастет до 62,5%. Количество посетителей интернет-магазинов к 2017 г. превысит 26 млн человек, а наибольшим спросом будет пользоваться потребительская электроника, одежда и обувь, а также медиатовары, прогнозируют в J’son & Partners Consulting.

С точки зрения структуры оплат, произойдет резкое сокращение доли оплат при помощи наличных (с 78% в 2012 г. до 57% в 2017 г.) при одновременном росте оплат при помощи банковских карт (с 13% в 2012 г. до 32% в 2017 г.).