МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Премьерные показы спектакля режиссера Юрия Муравицкого «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает», основанного на тексте современной французской писательницы Фабьен Ивер, состоятся в Театральном центре имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) в среду и четверг.

В центре внимания спектакля — проблемы современной семьи, вопрос о ее мнимой прочности, об отношениях, в большинстве случаев далеких от идеала. Авторы постановки, в сочинении которой участвовали хореограф Анна Абалихина, драматург Екатерина Бондаренко и актеры, задались вопросом — почему семейная жизнь столь патологична даже в случае кажущегося благополучия?

Рефлексия на тему семьи

«Трудно определить жанр этого текста. Он довольно странный, там нет линейного сюжета, есть отдельные предложения, частые повторы, возвращение к одному и тому же вопросу. По сути, это своеобразная рефлексия на тему семьи. Наша актриса Сесиль Плеже, которая и предложила мне этот текст, точно подметила, что он похож на дневниковые записи девочки, пытающейся понять, почему в ее семье происходит все именно так», — рассказал РИА Новости Муравицкий.

В спектакле, в основе которого лежит не традиционная пьеса, а прозаический, сложный для сценического воплощения текст, персонажи сродни героям ситкома, постепенно погружающимся в будничность типичной семьи, далекую от упрощенных схем «мыльных опер». Болезненная практически для каждого тема взаимоотношений с родителями заставила режиссера искать способ отстранения, позволяющий взглянуть на ситуацию без лишних эмоций, без пафоса и сентиментальности. Сложная структура текста требовала специфического театрального языка и определенного актерского существования. Спектакль пытается задействовать все механизмы зрительского восприятия, вычленяя из общего целого действенную и вербальную составляющую. Для режиссера Муравицкого это уже третья работа в подобном направлении.

«Мне показалось, что если мы будем пытаться традиционно сыграть этот текст, то ничего не получится. Тогда я решил, что будут актеры, которые воспроизводят текст, и будет группа, разыгрывающая этюды на тему семьи. Это такая игра с разделением каналов восприятия. Важно, что при этом актеры, которые читают текст, видны зрителю, они находятся в одном пространстве с теми, кто осуществляет действие. Когда мы сочиняли этюды, текст был лишь отправной точкой, мы, в первую очередь, отталкивались от личного опыта, от своих семейных воспоминаний. Так что для нас это личная история», — говорит Муравицкий.

«Черная коробка»

Спектакль станет первым опытом работы арт-резиденции Blackbox, с недавних пор существующей в Центре им. Вс. Мейерхольда. Сам термин Blackbox («черная коробка») обозначает современный тип универсальной сцены, позволяющей различные трансформации пространства. В рамках резиденции группа режиссеров, музыкантов, архитекторов, психологов, урбанистов исследует современные тенденции искусства, ищет новый художественный язык, пробует альтернативные модели отношений со зрителем. Резиденция — это экспериментальная лаборатория, меняющая представление о творческом процессе: начало пути к будущему спектаклю — это не название пьесы, а художественная проблема, которую решает творческая команда.

«Резиденция дает возможность попробовать что-то новое, заняться экспериментом. В театре, как правило, работа режиссера нацелена на результат, а не на процесс. От тебя ждут спектакль, который будет продаваться, заинтересует зрителя. А резиденция позволяет заниматься исследованием, создает поле для эксперимента», — говорит Муравицкий.

Юрий Муравицкий окончил актерский факультет Воронежской академии искусств, режиссерский факультет Театрального института им. Щукина. Является художественным руководителем театра «18+» в Ростове-на-Дону. Автор нескольких пьес. Лауреат национальной премии «Золотая Маска» за спектакль «Зажги мой огонь» (Театр.Doc).