МОСКВА, 25 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Один из шедевров Тициана — «Флору» из коллекции флорентийской галереи Уффици представили во вторник в посольстве Италии в Москве накануне открытия в ГМИИ имени Пушкина выставки этого величайшего художника эпохи Возрождения.

Основой московской экспозиции, в которую вошли 11 картин Тициана, стала его большая выставка, которая прошла в Риме в Квиринальских конюшнях (Scuderie del Quirinale) весной этого года под высоким патронатом президента Италии Джорджио Наполитано.

Тициановская красавица

«Флора» — одна из величайших картин в истории мирового искусства. Она является главным примером красоты, которую принято называть «тициановской» — мы видим полуобнаженную женщину с золотистыми пышными волосами. По сути, перед нами — протягивающая цветы соблазнительница», — рассказал на предпоказе картины в посольстве Италии куратор экспозиции профессор Джованни Вилла.

Написанное около 1520 года полотно относится к раннему периоду творчества Тициана. По словам Виллы, рассматривая картину, можно увидеть, как мастерски художник прорабатывает фактуру тонкого льняного платья девушки и плотность ее атласной накидки. Такая тщательность является одной из характерных черт творчества живописца.

«Флора», по сути, открыла традицию женского портрета, в дальнейшем и у Рубенса, и у Гойи, и у Мане мы увидим подобный женский портрет», — отметил Вилла. Кстати, в самом сердце Венеции — Дворце дожей сейчас проходит большая выставка Эдуарда Мане, где в одном зале выставлены тициановская «Венера Урбинская» и созданная по ее примеру импрессионистическая «Олимпия» Мане. У этой пары картин зрители надолго задерживаются, пораженные незримой связью между шедеврами, разделенными не одним веком.

Профессор Вилла — куратор не только московского, но и римского варианта выставки Тициана. Он рассказал, что повторить в России итальянскую выставку было бы невозможно — она готовилась пять лет, и на ее организацию были затрачены колоссальные средства — 1,6 миллиарда евро. Кроме того, редко какой из музеев захочет расставаться с шедевром из своей коллекции дольше, чем на три месяца. В Квиринальских конюшнях же были представлены почти полсотни картин Тициана, которые прибыли из итальянских и мировых музейных собраний, в том числе знаменитые автопортреты художника — поздний 1565-1566 годов из мадридского Прадо и т.н. «Аллегория времени» из лондонской Национальной галереи.

В Москве их не увидят, но от этого выставка не становится менее значительной: из 10 музейных собраний 8 итальянских городов в ГМИИ привезли также еще один прекрасный женский портрет — La Bella, мужской портрет-загадку, изображающий то ли Томмазо, то ли Винченцо Мости, а также «Венеру, завязывающую глаза Амуру» и первый вариант «Данаи».

Выставка «Тициан. Из Музеев Италии», открывающаяся в четверг, предваряет перекрестный Год Италии-России.

О главных выставках этой недели читайте в материале проекта Weekend >>