Программа замены лифтов действует в Москве с 2011 года. За 2 последних года заменено почти 10 тысяч лифтов в 2 тыс. домов.

В московских жилых домах работает сегодня 92 тыс. лифтов, это около четверти всех лифтов в стране, установленных в жилых домах.

В прошлые годы замена и модернизация лифтов проводилась либо в рамках городской целевой программы капитального ремонта многоквартирных домов, либо в экстренных случаях — когда подъемник приходил в негодность из-за разного рода аварий, неудовлетворительного техобслуживания или из-за действий вандалов. В программу капремонта попадало относительно небольшое число лифтов, а после финансового кризиса 2008 года финансирование этой сферы было вообще практически свернуто.

Проблема старения московского лифтового хозяйства постепенно нарастала. К тому же в октябре 2010 года вступил в силу федеральный Технический регламент «О безопасности лифтов», и теперь по истечении срока службы лифта обязательно должна быть проведена диагностика — насколько он соответствует требованиям регламента.

Поэтому в 2011 году городскими властями было принято радикальное решение — не ремонтировать лифты, выработавшие свой ресурс, а менять их на новые — и принята городская программа замены лифтов.

Программа успешно реализуется уже третий год и согласно планам к 2017 году в городе не останется ни одного лифта, требующего срочной модернизации или замены по старости.

И ремонт, и тем более замена лифта — операция сложная. Для того чтобы максимально уменьшить дискомфорт для жителей, Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы провел специальную работу и установил оптимальный порядок и сроки замены лифтов. Работы начинаются только после того, как подрядная организация поставит на объект необходимое оборудование. А сами сроки установки лифта зависят от этажности дома. Для 9-этажных домов — не более 30 дней; для 10 — 12-этажных — 35 дней; 14-этажных — 40 дней и так далее.

Если в доме несколько лифтов, то меняются они по очереди, одновременного отключения не происходит.

Все работы по замене лифтового оборудования в жилых домах проводятся за счет городского бюджета, а операция эта достаточно дорогая. Так, если бы в обычном московском доме высотой 16 — 17 этажей замена лифта осуществлялась за счет жителей, то владельцам средней двухкомнатной квартиры площадью около 60 кв. м пришлось бы заплатить более 60 тыс. рублей.

Какое именно оборудование установить в конкретном доме и подъезде — это решает подрядная организация, победившая на конкурсе. Но практика показывает, что большинство новых лифтов — отечественного производства. Современные лифты делают Щербинский и Карачаровский лифтостроительные заводы, компания «ОТИС Лифт» в Санкт-Петербурге и другие.

В 2013 году предусмотрена замена почти 4000 лифтов.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

К новым лифтам предъявляется довольно много требований. Они должны быть энергоэффективными. Например, в кабинах используются светодиодные лампы, а после выхода пассажиров свет автоматически выключается. Серьезную экономию энергии дает такое техническое решение, как регулируемый привод дверей. Старый лифт потребляет одинаковое количество энергии вне зависимости от того, простаивает он или работает — везет пассажиров. В новом лифте потребление энергии в режиме ожидания значительно ниже, и даже в рабочее время он потребляет процентов на 30 меньше энергии.

Еще одно обязательное требование — это приспособленность лифтов для маломобильных групп граждан. Это требование и технического регламента, и специального городского закона.

«С 2001 года в столице действует закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры г. Москвы». Он запрещает планировку и застройку новых микрорайонов, а также реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений без приспособлений для доступа к ним маломобильных групп населения», — поясняет пресс-секретарь Департамента капитального ремонта города Москвы Татьяна Блинова. — Адаптация лифтов для людей с ограниченными физическими возможностями предусматривает несколько решений. Прежде всего должен обеспечиваться высокий комфорт движения и точность остановки, чтобы пороги кабины и площадки этажа не мешали людям, передвигающимся в колясках, свободно въезжать или выезжать из лифта. В новых моделях будет использоваться инфракрасная система контроля, защищающая пассажиров от непосредственного контакта со створками дверей при входе или выходе». Кроме того, в кабинах устанавливаются поручни для инвалидов-колясочников. Для людей с ослабленным зрением в 2 раза увеличивается уровень освещенности, на кнопки панели управления нанесены символы азбуки Брайля, а о прибытии на определенный этаж сообщает голосовая подсказка.

В старых домах для маломобильных граждан иногда возникает проблема — как добраться до самого лифта. С 2009 года столичный Департамент капитального ремонта реализует программу установки подъемных платформ в жилых домах. На такой платформе можно поднять инвалидную коляску до уровня лифта. К 2016 году будет установлено почти 1700 таких платформ. Средства на их содержание и эксплуатацию выделяются из городского бюджета.