2 июля в Усть-Янском районе Якутии произошла крупная авиакатастрофа. Вертолет МИ-8 авиакомпании «Полярные авиалинии» с 25 пассажирами и 3 членами экипажа вылетел из поселка Депутатский в 11.51 по местному времени. В 12.25 связь с ним внезапно оборвалась. Однако через некоторое время командир экипажа смог выйти на связь по спутниковому телефону с диспетчером аэропорта и сообщил, что вертолет потерпел крушение на северо-западе, в 45 километрах от поселка. Он сказал, что при переходе через горный массив вертолет нисходящим потоком воздуха прибило к земле с одновременной потерей управления. После чего связь прервалась и более не восстанавливалась.

На место крушения тут же были стянуты силы МЧС: самолёт Ан-26, вертолёты Ми-8 со спасателями региональной поисково-спасательной базы и медиками на борту из близлежащих районов, а также самолёт Ан-74 из Хабаровска. К сожалению, погодные и природные условия не позволили сразу найти место крушения: вертолет упал в гористой местности, затянутой туманами, плюс сейчас там идут сильные дожди.

С подробностями с места ЧП наш корреспондент Екатерина Иванова:

Корреспондент КП Екатерина Иванова: На данный момент к месту крушения Ми-8 не добрался ни один борт МЧС

— «КП»-Якутск» удалось взять комментарий от старшего диспетчера ЕДД Усть-Янского района Алексея Голикова. Он руководил районной бригадой спасателей, которые в эти минуты готовятся выехать наземным транспортом до места крушения вертолета Ми-8.

— В данный момент на место крушения не добрался ни один борт со спасателями, — сообщил нам Алексей Голиков, старший диспетчер Единой дежурно-диспетчерской службы Усть-Янского района. – Первый борт, вылетевший из поселка Тикси, вернулся обратно на место взлета. Ужасные погодные условия – густой туман и нулевая видимость – не дали добраться спасателям на место происшествия. Второй борт из поселка Батагай совершил посадку в 15 км от предполагаемого места крушения. Сейчас спасатели к месту ЧС добираются самостоятельно. Из Депутатского также выехали два вездехода.

Практически все пассажиры – местные жители, добиравшиеся домой. Люди ехали целыми семьями с детьми, всего на борту было 9 детей до 12 лет, в том числе два новорожденных младенца. Кроме того, этим же рейсом выехали два якутских высокопоставленных чиновника: депутат парламента Якутии Александр Морозкин, руководитель Республиканской инвестиционной компании Виктор Ефимов.

Летный стаж пилотов нареканий не вызывал.

— На борту вертолета было 3 члена экипажа, — сообщила Елена Андросова, пресс-секретарь «Полярных авиалиний»: — Командир экипажа – Бельков Михаил Николаевич. Он опытный летчик. Окончил летное училище в 1985 году. С тех пор и летает. Пассажирский рейс Депутатский – Казачье был не регулярным. Это разовый рейс, который выполняется по необходимости, по мере наполнения пассажирами в отдаленные населенные пункты. Предыдущий такой рейс был две недели назад.

По предварительным данным, в авиакатастрофе погибло 19 человек, но эти страшные цифры пока не подтверждены.

— Все спасательные вертолеты и самолеты добрались до Усть-Янского улуса, но еще не нашли место происшествия, — говорит Алексей Хлыбов, руководитель пресс-службы главного управления МЧС РФ по Якутии, — Дело в том, что видимость просто ужасающая, кругом сплошная гористая местность. Еще неизвестно, сможет ли вертолет со спасателями произвести там посадку. Так что о количестве погибших говорить пока рано.

Как в такой туман дали разрешение на вылет?

«КП-Якутск» удалось связаться с Ильей Левковец. На борту МИ-8  находились два его родных младших брата.

— Я очень надеюсь, что мои младшие братья живы, — еле сдерживая слезы, говорит Илья. –Андрею всего 4 года, Олегу – 11. С утра в нашем поселке Депутатский стоял туман, сейчас он до того усилился, что ничего не видно. Я проводил своих братьев до остановки, до аэропорта они добрались сами. Они летели к бабушке погостить на лето. Но в 11,30 мне уже сообщили, что вертолет упал. Я не понимаю, как дали разрешение на вылет – было ведь видно, что погода не летная. Нам ничего пока не сообщают. Мама целый день в аэропорту, думает, что хоть там что-то ей сообщат. Наш папа выехал вместе с бригадой спасателей и добровольцев на поиски вертолета.

В администрации Усть-Янского района, а также в Главном управлении МЧС России по РС(Я) развернуты оперативные штабы. Всего для ликвидации последствий происшествия привлечено более 100 человек и 11 единиц техники.

 

В Главном управлении МЧС России по Якутии работает телефон «горячей линии» 8(4112) 39-99-99 для оказания информационной и психологической помощи

В распоряжение редакции «КП-Якутск» попал документ со списком экипажа и пассажиров. Ужасает тот факт, что в нем много одинаковых фамилий – очевидно, люди летели всей семьей и попали в катастрофу…

Крушение произошло недалеко от поселка Депутатский

Список экипажа:

1. Бельков Михаил – командир

2. Иннокентий Бандеров – второй пилот

3. Слепцов Михаил – бортмеханик

Список пассажиров:

1. Васильева Анфиса

2. Васильева Анна

3. Томская Анна

4. Дорофеева Мария

5. Левковец Андрей

6. Левковец Олег

7. Тимофеева Алена с ребенком

8. Морозкин Александр

9. Ефимов Виктор

10. Барабанский Николай

11. Барабанская Елена с ребенком

12. Барабанский Айыылан

13. Захаров Денис

14. Горохова Анеса

15. Горохова Нина

16. Горохов Эрэл

17. Горохова Евдокия

18. Горохова Нина

19. Винокурова Валерия

20. Миронова Виктория

21. Миронов Марат

22. Пчельникова Федосия с ребенком

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 — Вызывает удивление, почему при плохих метеоусловиях командир воздушного судна не отказался от полета или не изменил маршрут, — говорит профессор иркутского филиала Московского государственного университета гражданской авиации, генерал-майор в отставке Александр Барсуков. — Что заставило пилота лететь в тумане? Это главный вопрос.

Что касается самого столкновения, то высота самой сопки здесь не имеет особого значения ( Ми-8, в зависимости от модификации, поднимается на высоту от 4,2 до 6 км.) , важно то, что пилот ее просто не увидел. Все остальное относительно легко просчитывается: вероятно, получив оповещение по приборам об опасном сближении с горой, вертолетчик в последний момент резко увеличил угол тангажа ( то есть задрал нос воздушного судна вверх, чтобы уйти от столкновения ), из-за этого  хвостовая часть вертолета ушла вниз и ударилась о сопку.  . Дальше вертолет просто теряет управление, падает на землю и взрывается…