Я хочу Вам рассказать, как я это сделаюposter2

«Носителем власти в Украине является народ». Эти слова из Конституции зачастую вызывают улыбки на лицах людей, потому что все давно привыкли к правящим «кланам» во власти, коррупционным схемам и принятиям решений за закрытыми дверями. Мы все понимаем, что именно из-за того, что народ устал от того, что его не слышат, а его интересы игнорируются, и произошел Майдан. Но что дальше?

Чтобы любая система функционировала во благо, стороны процесса должны взаимодействовать на равных. Принцип успешного взаимодействия сформулировал еще Р.Г. Коуз, за что получил Нобелевскую премию, а на саму теорему ссылаются даже при вынесении решений Верховного суда США. Ученый доказал, что государство не способно оптимально разрешать вопросы экстерналий (внешних эффектов). Оно не может правильно оценить размеры внешних издержек, не может сопоставить издержки и выгоду, согласовать интересы сторон. Его участие в таких процессах требует немалых издержек и тем самым увеличивает внешние издержки. Таким образом, для решения проблем оптимальным выходом будет соглашение между заинтересованными сторонами.

Таким образом, основные выводы теоремы Коуза возможно выгодно транспонировать на демократическое реформирование существующей сегодня в Украине системы организации государственной власти, представив её как некую совокупность товарных услуг оказываемых  со стороны государства, в лице его чиновников , населению, а именно — каждому отдельному гражданину, как конечному потребителю таких услуг. При этом, как в любом гражданско-правовом договоре должна быть предусмотрена совокупность взаимных прав и обязательств.

Если говорить о государственной системе, то чтобы государство могло осуществлять свои управленческие функции во благо своих граждан, необходимо наладить прямую связь с каждым из них. Как это сделать?

Самым действенным методом волеизъявления граждан являются выборы. К сожалению, наши политики за тот срок, на который их избирают сейчас, успевают забыть, что обещали народу, какими благими целями руководствовались, идя во власть. За пять лет политики привыкают к комфортным условиям и не спешат решать проблемы своих избирателей, проводить реформы, разрабатывать программы. Они знают, что никто не может их уволить, ведь нет механизма отзыва недобросовестного депутата, который занимается только своими корыстными вопросами, у жителей нет возможности заменить поселкового или городского голову, который забыл об интересах громады. Более того, часть ключевых должностей, непосредственно от которых  зависит жизнь каждого жителя – руководитель области, глава района, руководители прокуратуры, судьи – вообще не избираются, а назначаются вышестоящими органами. Поэтому им вообще не нужно задумываться о том, как завоевать доверие громады, им главное – выслужиться перед вышестоящими чиновниками. Поэтому каждый из политиков привыкает к своему удобному креслу и знает, что как минимум пять лет ему не грозит с ним расстаться. А потом – можно снова раздать гречку и сохранить свое выгодное положение.

Мириться с такой системой нельзя! Сейчас все говорят о люстрации. Конечно, она необходима, но даже люстрация не способна полностью изменить систему. Да, старые «воришки» уйдут, но где гарантия, что новые не станут пользоваться теми же схемами, что начнут думать о народе, а не о себе? Просто надеяться на их честность?

Что я предлагаю

Сегодня все, кому не лень говорят о том, что «надо менять систему». Но никто не предлагает альтернативы и не разрабатывает сам механизм изменения. Многие кандидаты рассказали о своих амбициозных планах, но никто не рассказал, как он планирует их реализовывать. У меня план действий разработан, а проект предлагаемой мной системы получил положительную оценку профессионалов: юристов, менеджеров, экономистов и политологов.

Я предлагаю создать интерактивную систему организации государственной власти и местного самоуправления.  Цель этой системы — обеспечить установление непосредственных интерактивных правоотношений между государственным чиновником и каждым отдельным гражданином, являющимся конечным непосредственным потребителем таких услуг. Они призваны работать на благо жителей, а не на свое собственное. Но за многие годы чиновники и политики успели об этом забыть.

В чем главная особенность интерактивной системы государственного управления? В том, что она дает жителям возможность оказывать прямое влияние на каждого из чиновников.

Интерактивная система государственного управления предусматривает:

1. Выборы каждой отдельно взятой должности чиновника, осуществляющего административно — распорядительные функции государства населением Украины членами громады на своем уровне (район, область, государство в целом).

Таким образом, можно будет избежать дележки портфелей за закрытыми дверями, «кумовства» и назначения «по блату». Выборность чиновников делает назначения прозрачными, а главное – обоснованными. Люди не будут голосовать за того, кто не выполняет свои обязанности, кто создает бюрократические преграды. Ведь шила в мешке не утаишь, жители знают, кто как работает на своих должностях, знают, кто требует взятки, кто берет «откаты».

2. Выборы должны проводиться раз в год. Год – достаточный срок для того, чтобы разобраться в работе, выявить проблемы и начать их решать. Если выборы проводить как сейчас, раз в четыре – пять лет, то ничего не изменится. Можно бесконечно люстрировать армию чиновников, но если не будет создан действенный механизм их увольнения самими же жителями, то каждый руководитель будет чувствовать ответственность за свои деяния.

3. По окончанию своего срока, чиновник обязан обнародовать отчет не только о проделанной работе, но и о достигнутых лично им результатах. Сегодня отчеты перед избирателями носят чисто формальный характер. Во-первых, при существующей системе выборов раз в пять лет, от мнения жителей ничего в жизни чиновника не меняется. Во-вторых, часть должностей назначается «сверху», поэтому эти назначенцы если и отчитываются перед населением о работе, то только «для галочки».

4. Систему индивидуальной ответственности чиновников за неправомерные решения и действия. В существующем законодательстве для чиновников-нарушителей предусмотрено наказание, но кто возместит ущерб как государству, так и его гражданам? Об этом никто не задумывается. Например, за не вовремя пересчитанную пенсию, сотрудник пенсионного фонда должен возместить весь полученный ущерб именно этому человеку. Если врач назначил неправильное лечение, то он также обязан возместить пациенту всю сумму ущерба. Эта система должна работать не по решению суда, а автоматически.

Как это будет работать

Если все руководящие должности будут выборные, тот же судья задумается, закрывать ли ему глаза на нерадивого прокурора, ведь в таком случае через год он может лишиться своего места.

Система интерактивного государственного управления решит ряд наболевших вопросов. Приведу пару примеров.

Для исключения мошенничества и привлечения средств в село предлагаю законодательно ввести ежегодное заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных паев. Решение о размерах арендной платы, отчисления на фельдшерские пункты, садики, школы, дороги, клубы культуры, магазины, коммуникации в селах решать один раз в год на общих сходах с привлечением депутатов, милиции, судей, начальников налоговой перед их ежегодными выборами.

Для того, чтобы исключить возможность прямого подкупа олигархами профсоюзных деятелей — ввести ежегодные прямые выборы руководителей профкомов и ежегодное заключение коллективных договоров с привлечением депутатов местных советов, прокурора, судей, начальников милиции перед их народными выборами. Предусмотреть законодательно возможность досрочного пересмотра коллективных договоров.

Таким образом, появится не только вертикальная (от руководства к подчиненному) система ответственности, но и горизонтальная: при взаимодействии разных служб и органов власти.

Где взять деньги

Кто-то может сказать, что ежегодные выборы – слишком дорогое удовольствие. Однако, этот вопрос можно решить, а затраты – минимизировать.

Посмотрите, сколько желающих поучаствовать в выборах. Сейчас только по округу №79 баллотируется 22 кандидата! Это хорошо, что у избирателей есть выбор, кому доверить свой голос. Но каждый из кандидатов вполне может делать взносы на финансирование организации выборов. Ведь деньги нужны и на печать бюллетеней, и на работу членов избирательной комиссии, и на охрану избирательных участков, и на многое другое. Сумма взноса должна быть минимальной, чтобы никого не лишить права быть избранным.

Кто разрешит изменить систему?

Нельзя забывать, что мы с вами – народ – и есть «заказчиком» государственного процесса. Когда мы это осознаем, то и вся система будет выстроена под народ, исходя из его интересов. В противном случае, государство становится тоталитарным. Яркий тому пример – соседняя страна.

Реформы должны исходить из интересов жителей, а не навязываться «сверху». При этом, реформирование не возможно без профессионального подхода. Поэтому я стал одним из создателей общественной организации «Народные реформы». Мы уже начали реализовывать ряд направлений моей предвыборной программы. Для меня победа на выборах в Верховную Раду – не самоцель, а способ реализовать свои идеи и наработки.