Компания Yandex, владеющая порталом «Яндекс», опубликовала финансовые итоги IV квартала 2012 г. и за весь 2012 г. Выручка за год выросла на 44% до 28,8 млрд руб., операционная прибыль достигла 9,5 млрд руб. (рост 34%), показатель EBITDA – 13,1 млрд руб., чистая прибыль – 8,1 млрд руб. (два последних показателя выросли на 42%). Рентабельность по операционной прибыли составила 32,9%, по EBITDA – 54,8%.

Выручка в IV квартале составила 8,8 млрд руб., увеличившись на 37% по сравнению с IV кварталом 2011 г. Операционная прибыль достигла 3,1 млрд руб (рост – 19%), показатель EBITDA – 4,3 млрд руб (30%), чистая прибыль – 2,7 млрд руб (27%). Рентабельность по чистой прибыли составила 33,6%, по показателю EBITDA – 40,1%.

В структуре доходов наибольшую часть составляет контекстная реклама – в 2012 г. она принесла «Яндексу» 25,5 млрд руб, показав рост на 46%. Из них 20,6 млрд руб. пришлось на собственные ресурсы «Яндекса», остальное принесли партнерские ресурсы. Доходы от медийной рекламы росли меньшими темпами, увеличившись за год на 24% и достигнув 2,6 млрд руб.

В IV квартале доходы от контекстной рекламы выросли на 40% до 6,1 млрд руб., от медийной – на 12% до 960 млн руб. Выручка за счет комиссий от онлайн-платежей увеличилась за год почти в полтора раза – на 44%, составив 550 млн руб. Правда, вскоре, когда завершится сделка по продаже «Сбербанку» системы «Яндекс.Деньги», этот показатель перестанет консолидироваться в отчетности «Яндекса».

Инвесторы прохладно встретили отчетность «Яндекса»: после открытия торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже акции компании (на момент публикации этого материала) упали на 10% до $23,06. Впрочем, по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, это падение носит технический характер, так как за последние полгода акции компании выросли на 22%. «Интерес иностранных инвесторов к бумагам компании в целом сравнительно невысок, и их динамика в большей степени определяется общим контекстом рынка и конъюнктурой в акциях более известных западным покупателям конкурентов», — говорит аналитик.


Несмотря на рост выручки 44% и чистой прибыли на 42%, акции «Яндекса» упали на 10% (на фото Аркадий Волож, сооснователь и гендиректор компании)

Свои позиции в противостоянии с Google «Яндекс» намерен укрепить, в том числе, за счет телерекламы. По заказу компании было снято несколько роликов под общим лозунгом: «Яндекс» знает, что вы хотите весны». Правда, от одного из них компания отказалась: в ролике демонстрировалось, как молодой человек кладет на рельсы джинсы, которые после прохождения поезда превращаются в шорты. Но после консультаций с юристами «Яндекс» не решился пускать ролик в эфир, опасаясь обвинений в экстремизме.

Параллельно «Яндекс» внимательно смотрит на развитие своего турецкого направления. Созданный в 2011 г. местный аналог «Яндекса» пока смог набрать лишь 2% аудитории, но кривая роста повторяет кривую, которая была у «Яндекса» в России, говорит гендиректор компании Аркадий Волож. Поэтому если темы роста сохраняться, то турецкий «Яндекс» будет ждать успех. Надежды Воложа связано и с тем, что недавно турецкий офис компании возглавил Мехмет Али Ялчиндаг (Mehmet Ali Yalçındağ), ранее возглавлявший один из крупнейших местных медиа-холдингов Doğan Group.

В Турции «Яндекс» также снял несколько рекламных роликов, связанных с двумя различными местными футбольными клубами: «Фенербахче» и «Галатасарай». При этом на страницах клубов в Facebook началось соревнование, ролик с каким из клубов наберет больше просмотров, хвалится Волож.