МОСКВА, 27 фев — Прайм. Электропоезд производства немецкого концерна Siemens «Ласточка», который недавно начал курсировать между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, а в 2014 году будет возить гостей сочинской Олимпиады, способен выдержать без трагических последствий столкновение с фурой или грузовым вагоном, написал президент РЖД Владимир Якунин в среду в «Живом журнале».

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>

По его словам, «Ласточка» способна выдержать столкновение с 10-тонной автофурой на скорости 72 километра в час или лобовое столкновение с грузовым вагоном массой 80 тонн на скорости 36 километров в час без трагических последствий.

Электропоезд «Ласточка», пишет более сложным техническим языком Якунин, имеет двухступенчатую защиту пассажиров и персонала в случае аварии. «Система поглощения начальной энергии столкновения заложена в автосцепке головного вагона. При определенной силе удара сцепка срезается и уходит под вагон, далее вступает в работу основной крэш-модуль электропоезда — стальная конструкция (она установлена со стороны кабины машиниста), которая оснащена устройством от «наползания» подвижного состава», — поясняет он.

Топ-менеджер пишет, что в 2013 году будет завершена разработка межгосударственного стандарта аварийных крэш-систем пассажирского подвижного состава, который призван унифицировать технические требования и методы контроля стандартов зарубежных партнеров.

Якунин добавил, что все новые локомотивы, приобретаемые РЖД (пассажирский электровоз ЭП20 разработки «Трансмашхолдинга» и его акционера Alstom и грузовой электровоз 2ЭС5 разработки группы «Синара» и концерна Siemens), изначально спроектированы с учетом требований к системам пассивной безопасности (крэш-системам).

«Если говорить упрощенно, то речь идет о специальном тюнинге локомотива — усилении каркаса, установке дополнительных, так называемых жертвенных элементов на раме кузова, а также применении технологических решений поглощения энергии столкновения», — поясняет Якунин.

Проверка подвижного состава «на прочность» при авариях проводится двумя методами — натурных испытаний и математического компьютерного моделирования. Для теста берутся расчетные сценарии лобовых столкновений как с другим вагоном, так и с препятствием на переезде. Например, натурные испытания ЭП20 показали, что при заданных параметрах столкновения, близких к реальной жизни, обеспечивается сохранение жизненного пространства локомотивной бригады.

Первые 38 из 54 заказанных РЖД составов Desiro («Ласточка») выпустит завод Siemens в Германии, остальные начнут частично производить в России на СП концерна Siemens и «Синары». После 16 поездов «Ласточка», которые будут собраны в РФ, СП по заказу РЖД выпустит 1,2 тысячи вагонов.

Пассажирские электропоезда типа Desiro предназначены для пригородного сообщения и могут развивать скорость до 160 километров в час. Они оснащены системой пассивной безопасности пассажиров и потребляют на 30% меньше энергии по сравнению с электропоездами, которые находятся в эксплуатации в настоящее время. «Ласточки» адаптированы к российским условиям, что предполагает не только устойчивость к температуре воздуха ниже 40 градусов, но и адаптацию кузова вагона и тележек для колеи шириной 1520 мм. «Ласточки» могут эффективно использоваться на маршрутах от 50 до 400 километров.