«Вымпелком» (торговая марка «Билайн») отказался от идеи аутсорсинга салонов связи и будет развивать свою сеть самостоятельно, сообщил вице-президент компании по абонентскому обслуживанию и продажам Сергей Рубцов. Это означает, что оператор заберет свои салоны, находящие сейчас под управлением «Евросети».

Проект по строительству «Евросетью» монобрендовых салонов «Билайна» стартовал в 2011 г. Планировалось, что «Евросеть» построит за полгода около 1 тыс. таких салонов, причем предусматривалось продление этого контракта еще на такое же число точек. Сами салоны брались в аренду «Вымпелкомом» с передачей их в субаренду «Евросети», при этом сотовый оператор должен был компенсировать ритейлеру затраты на их открытие.

Однако к лету прошлого года «Евросеть» открыла только порядка 500 салонов «Билайна». Президент ритейлера Александр Малис объясняет это тем, что проект к тому времени фактически был заморожен. Сейчас эти салоны перейдут в управление самого «Вымпелкома». У оператора уже есть 400 собственных салонов связи, до конца I полугодия 2013 г. общее число салонов (с учетом тех, которые забирают у «Евросети») превысит 1 тыс.

«Евросеть» — это дилер. Он заинтересован, прежде всего, в росте продаж, — говорит Рубцов. — Нам же нужны не только точки продаж, но и офисы обслуживания абонентов. «Евросеть» в полной мере не может реализовать данную функцию, так как компания не имеет доступа к нашей билинговой системе и не может проводить обучение своих сотрудников по нашим стандартам». Впрочем, сотрудничество оператора с «Евросетью» все-таки продолжится. Как рассказал Рубцов, ритейлер будет строить новые салоны для «Вымпелкома», потому что в этом вопросе у него есть «хорошая компетенция».


«Евросеть» прощается с 500 салонами, уходящими к «Билайну»

Еще одно изменение в сотрудничестве «Евросети» и «Вымпелкома» вступило в силу с 1 января 2013 г.: теперь оператор рассчитывается с ритейлером по модели revenue sharing. Это означает, что оператор выплачивает ритейлеру дилерское вознаграждение не за факт подключения нового абонента, а в зависимости от доходов, которые данный абонент принесет оператору в течение первого года обслуживания (расчеты между сторонами будут проводиться ежемесячно). «Евросеть» оставалась последним ритейлером, которого «Вымпелком» не перевел на такую модель отношений.

Всему этому предшествовали изменения среди акционеров «Евросети». Напомним, в 2008 г. 100% акций ритейлера у их основателей Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева приобрел предприниматель Александр Мамут, который вскоре перепродал 49,9% акций компании «Вымпелкому». Причем переговоры о сделке с Чичваркиным изначально вела «Альфа-групп» — крупнейший акционер «Вымпелкома».

У «Вымпелкома» был опцион на увеличение своей доли в «Евросети» до контрольной, но оператор отказался от его реализации. В конце же 2012 г. Мамут продал 50% акций «Евросети» другому сотовому оператору — «Мегафону» (вместе с его акционером – холдингом Garsdale). Еще 0,1% акций «Евросети» приобрел «Вымпелком», таким образом, между двумя сотовыми операторами установился паритет.

Прекращение управления монобрендовыми салонами «Билайна» Малис объясняет как раз тем, что теперь акционерами ритейлера являются сразу два сотовых оператора. Что касается перехода на revenue sharing, то, по словам Малиса, для «Евросети» это «ни хорошо и ни плохо», а просто новые условия работы.