Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования основных трендов и перспектив развития российского и мирового рынка абонентских устройств с поддержкой LTE.

Развитие сетей LTE – ведущая тенденция в беспроводных телекоммуникациях на сегодняшний день. Абоненты нуждаются в высоких скоростях передачи данных, в потреблении «тяжелого» трафика. Внушительно растет проникновение мобильного интернета и активная абонентская база пользователей смартфонов и планшетных ПК, трафик передачи данных. Все говорит о необходимости перехода на LTE.

Сотовые операторы активно строят коммерческие сети LTE, но одним из сдерживающих факторов развития технологии четвертого поколения, до последнего времени, являлся относительно небольшой ассортимент доступных устройств, поддерживающих LTE. Все изменения, которые происходят с экосистемой абонентских устройств LTE, имеют прямое воздействие на развитие всей технологии.

По данным Ассоциации мобильных поставщиков (The Global mobile Suppliers Association, GSA), в 2012 г. в мире было развернуто 97 коммерческих сетей LTE, что в 3 раза больше по сравнению с 2011 г., когда было запущено всего 30 LTE-сетей. По прогнозам того же источника, к концу 2013 г. общее количество коммерческих сетей LTE достигнет 234 в 83 странах.

Параллельно с активным развитием сетей LTE, значительно расширился сегмент рынка абонентского оборудования с поддержкой этой технологии.

Ассортимент LTE-устройств вырос на 148% за период с января 2012 г. по январь 2013 г., по данным GSA. К настоящему времени практически все лидирующие производители абонентского оборудования выпускают модели 4G, при этом общее количество вендоров, поддерживающих LTE в своих устройствах, увеличилось за год на 52%.

На расширение глобальной экосистемы абонентских устройств LTE влияют многие факторы. Например, наряду с ростом потребляемого трафика мобильной передачи данных снижается цена на абонентские устройства. LTE-устройства становятся доступнее для обычного потребителя, и абонентская база технологии LTE расширяется.

Происходит и изменение структуры рынка клиентского оборудования. Еще год назад на рынке абонентских устройств с поддержкой LTE доминировали маршрутизаторы, USB-модемы и модули. В 2012 г. смартфоны обогнали по популярности другие устройства: по итогам года их доля достигла 33%. Также наблюдается стремительный рост популярности планшетных ПК в экосистеме абонентских устройств LTE.

Основные различия технологий LTE TDD и LTE FDD заключаются в способе разделения прямого и обратного каналов мобильной связи: для FDD – частотное разделение, а для TDD – временное. Технологии имеют одну базовую платформу, почти одинаковое оборудование радиоподсистем; различаются только протоколы обеспечения работы радиочасти.

Наиболее распространен диапазон 700 МГц в режиме FDD: большая часть абонентских устройств на рынке работают в данном диапазоне. Это обусловлено тем, что основная часть внедрений сетей LTE приходится на операторов из США – Verizon Wireless и AT&T, которые как раз и используют данные частоты. По прогнозу аналитиков, данная ситуация может измениться. Уже сейчас заметен стремительный рост устройств, которые функционируют в диапазоне 2,6 ГГц. Частотный спектр в этом диапазоне выделен в различных странах мира для использования технологий мобильного широкополосного доступа как в режиме FDD, так и в режиме TDD.

Главные технологические тенденции развития смартфонов, поддерживающих технологию LTE: увеличение размеров и разрешения экрана; увеличение мощности процессора; увеличение оперативной памяти.

Главные технологические тенденции развития ноутбуков, поддерживающих технологию LTE: сенсорный экран; увеличение мощности процессора; увеличение экрана; легкость и компактность.

Главные технологические тенденции развития планшетных ПК, поддерживающих технологию LTE: Multi-Touch дисплей; увеличение мощности процессора; увеличение объема оперативной памяти; высокое разрешение экрана; диагональ от 7,9 до 10,1 дюймов.

Объем продаж абонентского оборудования с поддержкой LTE в мире увеличивается быстрыми темпами. В 2012 г. было реализовано практически 100 млн LTE смартфонов, по данным Strategy Analytics, а к 2013 г. прогнозируемый объем продаж увеличится и составит 275 млн штук.

Ключевыми странами, которые обеспечат дальнейший рост продаж абонентского оборудования LTE, являются США, Япония, Южная Корея. Такие операторы, как Verizon Wireless, NTT DoCoMo, SK Telecom и другие планируют расширять сети LTE.

По данным аналитической компании Strategy Analytics, рыночная доля Samsung в сегменте LTE-устройств по состоянию на третий квартал 2012 г. составляла 40%. На втором месте по продажам находился производитель Apple с долей 27%. При этом произошло снижение рыночных долей южнокорейских вендоров — Samsung и LG Electronics – почти на 11% и на 6%, соответственно, по сравнению с предыдущим кварталом. Также значительно снизилась доля Motorola Mobility — с 15,1% до 6,7%.

Первые коммерческие сети LTE были развернуты в России в начале 2012 года компанией «Скартел» (бренд Yota), которая к марту 2013 г. имела уже достаточно разветвленную сеть (кроме Москвы и Петербурга она покрывает еще 93 города в 27 субъектах РФ). Собственные сети LTE в непарном спектре (TDD) развернули также компании МТС и «МегаФон». «Большая четверка» — «МегаФон», МТС, «ВымпелКом» и «Ростелеком» в соответствии с требованиями регулятора обязаны до конца 2013 г. запустить сети LTE в восьми, семи, шести и пяти субъектах РФ, соответственно.

В настоящее время на российском рынке представлен ряд абонентских устройств с поддержкой LTE: USB-модемы, маршрутизаторы, ноутбуки, планшетные ПК, смартфоны.

Стоит отметить, что первые продажи смартфонов с поддержкой LTE стартовали в России только в конце 2012 г. На сегодняшний день для российского рынка адаптированы такие модели, как HTC One XL, Nokia Lumia 820 и Lumia 920, Samsung Galaxy S III LTE, Xperia V и др. Однако LTE-смартфоны не позволяют использовать эту технологию в России, то есть они функционируют фактически как 2G/3G-смартфоны. Дело в том, что в сетях LTE пока не обеспечена передача голоса, а потому 4G-смарфтон для осуществления звонков должен переходить в сети 2G/3G. В связи с тем, что сетевое оборудование пока не обеспечивает корректность такого перехода, 4G на смартфонах в настоящее время отключен. Эту проблему планировалось решить в 1 квартале 2013 г.

Производители смартфонов серьезно нацелены на внедрение устройств LTE на российский рынок. В марте 2013 г. Sony готовится начать официальные продажи в России LTE-смартфонов Xperia Z и Zl. Главный управляющий директор Meridian Group (управляющий брендом Fly) объявил о планах запуска в России LTE-смартфона в начале 2013 г. Компания Yota Devices в конце 2012 г. объявила о готовности представить смартфон с поддержкой российских сетей LTE. ZTE планирует запустить в России LTE-смартфон Grand S, который будет выпущен в Китае в первом квартале 2013 г.

Российские операторы также заинтересованы в расширении доступа к технологиям LTE и к увеличению ассортимента абонентских устройств, поддерживающих данную технологию.

Количество смартфонов с поддержкой LTE на российском рынке будет в дальнейшем увеличиваться, изменяя при этом экосистему абонентского оборудования с поддержкой технологии LTE. Смартфон в следующие несколько лет станет основным устройством доступа к LTE.

J’son & Partners Consulting прогнозирует три сценария развития технологии LTE в России: консервативный, базовый и оптимистический.

В консервативном сценарии модельный ряд смартфонов с поддержкой LTE будет ограничен до 2014-2015 гг., а абонентская база к 2018 г. не превысит 10 млн пользователей. В базовом сценарии абонентские устройства с поддержкой LTE получат большее распространение до 2014-2015 гг., чем в консервативном сценарии, появятся новые игроки на данном рынке до 2014 г. Абонентская база к 2018 г. достигнет 15 млн пользователей. В оптимистическом сценарии количество базовых станций до конца 2015 г. вырастет и достигнет 20 тыс., на российском рынке будет присутствовать более широкий ряд абонентских устройств с поддержкой LTE. К 2018 г. модельный ряд устройств существенно расширится на фоне значительного их удешевления, а абонентская база приблизится к 20 млн.

Доля продаж абонентских устройств, поддерживающих технологию LTE, в России относительно мировых продаж в 2012 г. составила всего 0,6%. К 2015 г. данный показатель увеличится до 2%, по прогнозам J’son & Partners Consulting.

Динамика продаж абонентских устройств с поддержкой LTE в России имеет положительный тренд. Объемы продаж будут расти по мере расширения покрытия сетей, удешевления устройств и расширения ассортимента и роста популярности технологии LTE.

По оценкам J’son & Partners Consulting, доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов в 2015 г.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, объем продаж планшетов с поддержкой технологии LTE в России начнет набирать обороты с 2013 г. К 2015 г. доля продаж LTE-планшетов в общих продажах данного типа абонентских устройств в России составит 8%.

Объем продаж USB-модемов и роутеров с поддержкой LTE увеличится за 2013-2015 гг., по данным J’son & Partners Consulting. Доля продаж USB-модемов с поддержкой LTE от суммарных продаж модемов в России составит около 30% в 2015 г.